Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Отмеченный Нобелем — философ-модернист Герман Гессе

Отмеченный Нобелем — философ-модернист Герман Гессе

Своё творчество он называл «биографией души» и, читая его произведения, неизбежно чувствуешь, что автор пережил тот психологический опыт, о котором пишет.

Гессе предложил читателям новые психологические и философские концепции, оформив их в художественные произведения. Писатель нашёл подходы к своему «я» и к жизни в целом, опираясь на открытия Карла Юнга — и на свои собственные, мучительно добытый жизненный опыт.

Философия Гессе очень привлекательна — она утверждает единство противоположностей как норму и ещё очень много разумных и правильных вещей о человеке, о призвании, о войне и т.д. Приятно, к примеру, когда выбирать из двух крайностей не так уж и обязательно, ведь одно не исключает другого.

Интересно также, что все книги Германа Гессе в значительной степени автобиографичны. Своё творчество он называл «биографией души» — всё, что с ним происходило в жизни, он перерабатывал и передавал читателям. Хотите лучше узнать Гессе — читайте его книги. А мы, как обычно, остановимся на самом интересном.

ДЕТСТВО И «ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ»

Гессе родился в семье немецких миссионеров, людей культурных и образованных, которые могли дать писателю хорошее воспитание и образование. Отец прививал ему вкус к литературе. Однако при этом уровень человеческой теплоты и взаимопонимания в семействе стремился к нулю. И, конечно же, Гессе отдали в миссионерскую школу, а затем в христианский пансионат… Всё это не пошло на пользу душевному и психическому состоянию юного писателя, и он стал, что называется, «проблемным ребенком». Настолько проблемным, что его даже помещали в лечебницу для душевнобольных.

15-летний Гессе писал оттуда родителям:

«Когда вы мне говорите, что я сумасшедший или слабоумный, в угоду вам я соглашаюсь и хохочу вдвое сильнее...[...] Чего бы я только не отдал за смерть!.. Теперь я потерял все — родину, родителей, любовь, веру, надежду и себя самого...».

Зато именно там он начал переосмысливать своё отношение к жизни, к религиозности, которой вокруг него всегда было чересчур, и взялся искать себя, а опорой ему в этом стала именно литература. Он писал:

«Инспектор отобрал у меня «Дым» Тургенева, а я хочу иметь нечто неповседневное хотя бы в книгах… а мне говорят «обратись к Богу, Христу» и т. п.».

В итоге гармонию с собой (насколько это было вообще возможно) Гессе нашёл, изучая литературу. Каждую свободную минуту он читал — Гёте, романтиков, Диккенса и Стерна, Свифта и Фильдинга, Сервантеса и Гриммельсхаузена, Ибсена и Золя, а особенно ему нравился Короленко…

ИНДИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ

Герман Гессе испытывал сложности в общении и чувствовал себя гораздо комфортнее в книжной стихии.

Эту свою особенность он запечатлел в рассказе «Новалис»:

«В многообразии книжного мира я чувствую себя лучше, чем в суматохе жизни, и в отыскании и приобретении старых книг я бывал увереннее и счастливее, чем в моих попытках дружески объединить свою судьбу с судьбою других людей».

Несмотря на нелюдимость, в литературном сообществе Германии ему удалось освоиться достаточно быстро. Имя Гессе постепенно становилось известным, а он сам состоял в переписках со многими классиками — Томасом Манном, Райнером Мария Рильке, Стефаном Цвейгом. Когда писателю исполнилось 26, ему предложил сотрудничество берлинский издательский дом. Вскоре напечатали первый роман — «Петер Каменцинд». Он принёс начинающему писателю успех и финансовую стабильность. Через два года за это произведение Герману Гессе вручили австрийскую литературную премию Бауэрнфельда.

В своем творчестве Гессе неоднократно обращался к Индии и старался объединить европейскую и восточную философии. Например, это единение отразилось в образе философа Йозефа Кнехта из «Игры в бисер». Дело в том, что культура Индии была у писателя «в крови» — там долгое время жили его дед и бабка, работал отец и родилась мать.

Помимо увлечения восточной философией писатель изучал юнгианский психоанализ, в том числе и на себе. Гессе присутствовал на сеансах психоанализа Карла Густава Юнга, много сеансов провёл с учеником Юнга — Йозефом Ленгом. Разумеется, это отразилось на его творчестве — например, многие герои Гессе заняты поиском внутренней сущности. Как и сам автор.

«… Стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого».

(«Игра в бисер» )

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ

Герман Гессе и сам следовал тем мудрым философским принципам, которые формулировал «для людей». Радостно, что его труды не просто не пропали даром, но и были оценены при жизни.

Когда писателю было 59 лет, он получил премию Готфрида Келлера. А через 10 лет сначала премию Гёте, а затем — Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

Во многом Нобелевская премия была присуждена Гессе за его «Игру в бисер» — философское эссе, помещенное в форму сюрреалистического романа. Впервые книга была опубликована в издательстве «Фретц и Васмут» в 1943 году. Сам Гессе называл «Игру в бисер» «великим трудом своей старости». И после неё больше не написал ни одного произведения крупной формы.

Писатель добился несомненного успеха, и, хотя мы не особенно акцентировали на этом внимание, успех этот действительно выстрадан. Чтобы лучше понять, какие выдающийся Гессе испытывал эмоции на своем творческом пути, уловить логику его мысли, а заодно примириться с самим собой и с плотно окружающими вас людьми, просто почитайте его книги.)

ЧТО ПОЧИТАТЬ у Германа Гессе

«Гертруда»

«Сиддхартха»

«Степной волк»

«Листки памяти»

«Игра в бисер» 

101
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...