Жутковатые притчи о животных с человеческим подтекстом
Вскоре разразилась Вторая мировая, дав писателю богатую пищу для размышлений. После победы над Германией в августе 1945 в свет вышла его повесть-притча "Скотный двор", которая почти тут же стала хитом. Кто знает, возможно, если бы Оруэлл выразил свои идеи в виде классического рассказа или эссе, они не получили бы такого распространения.
Писательская техника перенесения человеческих сюжетов и конфликтов в животный мир дошла до нас с древними мифами, народными сказками и баснями Эзопа. Тем не менее, за несколько тысяч лет она не стала менее актуальной и действенной.
Представляем вашему вниманию подборку глубоких и захватывающих повестей-притч о животных, который открывают нам глаза на правду человеческой жизни.
«Скотный двор» – Джордж Оруэлл (1945)
Сатирическая повесть-притча от автора знаменитой антиутопии «1984». По сюжету кони, свиньи, коровы и другие животные, живущие на ферме, поднимают восстание, прогоняют своих хозяев и начинают вести хозяйство самостоятельно. Они мечтают построить общество всеобщего равенства и братства, но постепенно скатываются к тоталитаризму, переписывают законы, которые сами же и придумали. Так, главное правило «Все животные равны» в итоге превращается в знаменитую фразу «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие».
Повесть считается сатирой на Советский Союз 1917-1945 года. В сюжете прямо отражены такие события, как Октябрьская революция, индустриализация, коллективизация, сталинский террор 1930-х годов, Великая Отечественная война. Одни персонажи имеют исторические прототипы – Ленина, Сталина, Троцкого, а другие олицетворяют целые классы – пролетариат, духовенство, эмиграцию, интеллигенцию и послушную толпу.
«Человек — единственное существо, которое потребляет, ничего не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб для того, чтобы таскать плуг, он слишком медлителен для того, чтобы ловить кроликов. И все же он верховный владыка над всеми животными. Он гонит их на работу, он отсыпает им на прокорм ровно столько, чтобы они не мучились от голода — всё же остальное остается в его владении». Майор
«Скотный двор» можно расценивать как своеобразный ответ радикалам-революционерам, мечтающим построить прекрасный новый мир на развалинах мира старого. Увы, говорит Оруэлл, даже самую прогрессивную идею можно извратить и довести до абсурда, поддавшись низменным страстям и амбициям, которым подвержен любой, кто оказывается у власти.
Кстати, в 1954 году по повести был снят замечательный мультфильм, поражающий своей актуальностью и по сей день.
«Кролики и удавы» – Фазиль Искандер (1982)
В одной далекой африканской стране сложилось пугающее по своему укладу общество кроликов и удавов. Удавы поедают кроликов, подвергая их гипнозу, а те даже не думают сопротивляться. Кроликами управляет Король, который уверяет своих подданных, что сложившийся порядок незыблем и с ним трудно спорить. Утешением для кроликов служит мечта о вкуснейшей Цветной Капусте, которую кроличьи ученые должны вот-вот вырастить. Но вдруг появляется бунтарь, Задумавшийся кролик, который понимает, что никаким гипнозом удавы на самом деле не владеют, и что это – всего-навсего страх самих кроликов. Он решает открыть своему народу глаза и положить конец диктатуре удавов...
«Кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы!» Великий Питон
Повесть Искандера – местами смешное, местами – очень печальное размышление о психологии народов и масс, о трусости и бесстрашии, о новаторском подходе в решении больших и трудных задач, о том, ради чего вообще стоит жить и умирать. Современному читателю текст может показаться немного затянутым и лишенным чёткой структуры, однако он даёт много пищи для ума и настраивает на приятный философский лад.
«Хомяки, или О судьбе с розовыми пальцами» – Максим Мейстер (2006)
Эту повесть-притчу трудно найти в книжных магазинах, зато легко отыскать и скачать в сети на разных литературных порталах. Написал её писатель, философ и эзотерик Максим Мейстер, который в своих произведениях старается давать очень яркие и образные ответы на непростые и очень важные вопросы: кто я? зачем? что это за мир, в который я попал? что такое любовь? есть ли смысл жизни?..
Автор уверен, что дать готовый ответ на эти вопросы невозможно, потому что каждый должен найти их сам. Зато можно помочь читателю в поисках, подсказать, создать образ, глядя на который, человек вдруг воскликнет: "Вот оно как на самом деле!"
Главные герои повести – хомяки, живущие в стеклянном лабиринте в лаборатории одного из московских НИИ. Их жизнь похожа на День сурка – каждый день беготня по прозрачным трубам от домика к кормушке и обратно. За ними внимательно наблюдают молодой лаборант и его наставник-профессор. Вечером перед уходом они берут и сажают хомяков в клетки, предварительно надевая розовые перчатки. Хомяки зовут их огромные осторожные руки Судьбой с розовыми пальцами.
После работы работники института идут домой, спускаются в метро и погружаются в ежедневную городскую суету, а утром едут обратно на работу. По мере чтения повести приходит осознание, что и лаборанты, и их окружение, и даже ты сам – такие же хомяки в огромном лабиринте невидимого ученого. Самое интересное начинается тогда, когда один из хомяков по имени Счастливчик вдруг решает пойти против системы, отказаться от бесконечной беготни по кругу и… остановиться.
«…Мое тело, как и у хомяков, ищет пищи, самок, удобств и сна, мой ум - карьеры, уважения и признания других людей, а чего хочет эта невидимая и неведомая душа, которой, как говорят многие, нет, но неясные желания которой отравляют жизнь каждого человека-хомяка?..»
Повесть совсем небольшая, при желании её можно осилить за пару часов. Рекомендуются к прочтению рефлектирующим особам, которые часто задаются вопросом, а для чего, собственно, это всё?
Автор: Ярослав Туров