Проект «Включай себя в жизнь» проведёт в Харькове открытую репетицию плейбек-театра
Цель открытых репетиций - популяризировать проект «Включай себя в жизнь» и метод плейбек-театра. По словам руководителя плейбек-театра «Живое зеркало» Натальи Шевченко, чаще всего интерес у публики вызывает уровень взаимодействия актёров, которые спонтанно, без подготовки показывают рассказанные «зрителями» истории.
Открытая репетиция начинается с разминки — работы с телом, эмоциями и голосом, и продолжится непосредственно плейбек-игрой, где зритель-рассказчик делится историей, а актеры без всякой подготовки и обсуждений, «здесь и сейчас» воплощают ее на сцене.
На открытой репетиции актёры продемонстрируют эту уникальную методику, покажут «кухню» театра, объяснят, как возникают взаимодействие и спонтанность в процессе выступления. После этого гости получат шанс обнаружить и проявить собственные творческие способности, примерив на себя роли рассказчиков и актёров.
Ещё одна задача, которую ставят перед собой организаторы — найти среди аудитории единомышленников, готовых стать частью плейбек-движения. Участники открытой репетиции смогут присоединиться к освоению метода, а также, при готовности, принять участие в уникальном проекте «Включай себя в жизнь!».
Использовать эту методику в работе с временно перемещёнными лицами решили психологи из общественной организации «Линия согласия». Для реализации проекта психологи пригласили коллектив плейбек-театра «Живое зеркало».
Налаживать контакт с людьми, покинувшими родные дома из-за боевых действий, видевшими смерть на пороге, всегда было непросто. Международная практика показала, что плейбек-театр может предложить психологам первичную форму диалога, позволяющего находить общие темы с жертвами конфликтов, вызывать их на откровенный разговор. Это предполагает сама методика — во время выступления зрители становятся рассказчиками историй, которые сразу же воплощают актёры.
Три выступления, в котором впервые в Украине рассказчиками историй стали переселенцы из зоны АТО, показали, что методика применима и в нашей стране. Первоначальное восприятие плейбек-театра как формы досуга и развлечения сразу корректировалось «ведущим» (кондактором), который объяснял, что только «зрители» могут дать актёрам истории, достойные воплощения — в этом эффект плейбек-методики и её отличие от процесса, происходящего в классическом театре.
Внутренне перемещенные лица активно включились в сотрудничество с актёрами, став творцами выступлений, основанных на их личном опыте. Всего на выступления пришли 118 человек, поделившиеся 30 историями из своей жизни. Основной вывод из прошедших выступлений: люди хотят и готовы говорить, но для раскрытия им нужна комфортная и безопасная форма диалога, которую как раз и дает методика плейбек-театра.
«Для изучения эффективности метода мы используем анкетирование участников. В своих откликах они писали, что выступление актёров «поднимает настроение», даёт «облегчение», чувство «умиротворения», «открытости», «затронуло душу», что «стало легко и радостно». И даже - «я вижу, что мне сопереживают». От таких слов появляется прилив сил и уверенность в нужности этого проекта», - рассказала координатор проекта, психолог «Линии согласия» Ольга Ладия-Щербакова.
Хотя в классической методике плейбек-театра представление является самодостаточным процессом, организаторы проекта внесли свои коррективы, и всегда предлагают участникам обсудить увиденное, что является, по сути, групповой психологической работой.
«Есть случаи, когда просят индивидуальную консультацию, в которой мы, разумеется, не отказываем. Но плейбек-театр самодостаточен, и перед ним стоит задача завершать психологические процессы во время представления», - добавила специалист.
Впереди у проекта ещё 13 выступлений для переселенцев в Харьковской и Донецкой областях, и добровольные помощники будут очень нужны.
«В наше время от человека часто требуются гибкость реакций, быстрая смена подходов и способов для решения задач. Плейбек-театр развивает это, а ещё ощущение людей и пространства, способность выражать себя среди других, не мешая, а дополняя, усиливая, улучшая и себя, и других. Это на самом деле очень просто и захватывающе!», - считает координатор проекта Ольга Ладия-Щербакова.
Открытая репетиция плейбек-театра проекта «Включай себя в жизнь» состоится 22 июня, с 19:00 до 22:00 в арт-пространстве «Spalah» (ул. Героев Труда, 7, ТРЦ «Караван», 2 этаж). Организаторы проекта приглашают на репетицию студентов, творческую молодёжь, интересующихся плейбек-движением и всех, кто чувствует в себе актёрские способности. Вход свободный.
Дополнительную информацию об открытой репетиции можно получить по телефонам +38 095 86 05 196 и +38 067 577 47 09. Следить за новостями можно на странице Facebook-мероприятия «Включай себя в жизнь»: https://goo.gl/7tFwfG.
Вниманию представителей СМИ:
Для беспроблемной работы СМИ на территории ТРЦ «Караван» требуется подать заявку, поэтому поэтому - и особая просьба к снимающим СМИ - просим сообщить о вашем намерении побывать на открытой репетиции. Сообщайте об этом до 16:00 пн, 22.06 Татьяне Ландесман: +380 63 22 22 583, landesman@bagels-letters.com В теме письма укажите – «22.06, Открытая репетиция»
Напомним, 21 мая в Харькове состоялась презентация для СМИ и общественных организаций проекта «Включай себя в жизнь!». В Украине проект станет «первой ласточкой» плейбек-движения как социально-психологической работы. Проект предусматривает 16 встреч с переселенцами, проживающими в городах Харьковской области (в том числе 4 встречи - в Харькове), а также в Святогорске и Славянске.
Проект проходит при поддержке Агентства США по международному развитию USAID в рамках проекта «Украинская инициатива по укреплению гражданского доверия (UCBI)»
Справка
Использование методики плейбек-театра
при работе с пострадавшими во время конфликтов в мировой практике
Применение методики плейбек-театра в работе с людьми, пострадавшими от войны, не является чем-то новым — этот инструмент используют
в Израиле организация PlayLife в зоне израильско-палестинского конфликта;
в Австралии - в рамках программы по работе с коренным населением континента, пострадавшего от действий колонизаторов;
в Аргентине - в реконструкции воспоминаний о событиях 1970-х годов;
в Великобритании спектакли плейбек-театра проходят в дни памяти о павших в мировых войнах.