Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Роман Пятковка хочет устроить выставку в здании Благбаза. Или на другой нестандартной площадке

Роман Пятковка хочет устроить выставку в здании Благбаза. Или на другой нестандартной площадке

13 ноября 2013 года, в информагентстве Status Quo прошел брифинг победителя Sony World Photography Awards 2013 в номинации “Концептуальная фотография” Романа Пятковки.

Фотограф говорил о том, что сомневается в том, как Харьков примет его выставку, но считает, что культурное пространство города всё же необходимо шевелить.

Роман Пятковка — первый украинец, которому удалось получить победу на Sony World Photography Awards — своего рода аналоге “Оскара” в фотографии. В шорт-листы украинцы доходили, а вот победу харьковский художник получил первым. По прогнозам экспертов и убежденности самого Романа, теперь украинцев — и участников, и победителей, — на Sony World Photography Awards станет существенно больше.
“Я каждый раз подчеркиваю: победил не Пятковка, победу получила Украина”, — говорит фотохудожник.

брифинг Романа Пятковки

Благбаз, каток, супермаркет как альтернатива выставочным пространствам

Увидит ли Харьков серию “Советское фото”, награжденную авторитетным мировым фотоконкурсом, — вопрос открытый. Около 9 тысяч долларов необходимо для того, чтобы напечатать и оформить для выставки 44 работы серии — в том виде, в котором этого требует галерея, обладающая эксклюзивными правами на все фотоработы Романа Пятковки. И это только часть организационных затрат.

брифинг Романа Пятковки

Впрочем, “Советское фото” — далеко не самая дорогая затея Пятковки. Сейчас у художника в планах проект, для которого необходимо 40 мониторов, висящих на одной стене. Есть ли в Украине галерея, которая способна такой проект потянуть? — Вряд ли.

Высокая цена выставки — только одна из причин того, почему “Советское фото” до сих пор не видел харьковский зритель. Вторая — неуверенность автора в необходимости такого шага. “Я понимаю возможную реакцию, а раздражать, шокировать зрителя у меня нет никакого желания, — говорит фотохудожник. — Я вообще против голого шокирования (не “голым телом”, а “ни на чём не основанного”). С другой стороны, сейчас в Харькове есть много новых молодых фотохудожников; вписывать их в “Харьковскую школу” по чисто территориальному признаку я не берусь, но интересно даже тогда, когда они ошибаются. И, наверное, выставки нас, “стариков”, нужны уже хотя бы для того, чтобы показать, откуда у молодых ноги растут”.

брифинг Романа Пятковки

Художник говорит, что пришло время осваивать новые выставочные площадки. “Да, я с удовольствием сделаю выставку, скажем, в ЕрмиловЦентре, но с не меньшим я бы сделал её в здании Благбаза, это вообще моя давнишняя мечта. Что это могло бы быть ещё? Не знаю, большой супермаркет, каток тоже забавно. А вот в павильоны детского сада мои работы не пустят, — смеётся художник. — Интересно было бы сделать меняющуся экспозицию — фотографировать каждый день новые фото и вкладывать их вместо уже просмотренных”.

брифинг Романа Пятковки

“Советское фото” — классический “бутерброд”

Серия “Советское фото”, созданная Пятковкой в 2012-м году, объединяет обложки журнала “Советское фото” и фотографии автора того же, советского, периода. Каждая работа — не просто коллаж, а некий фотографический палимпсест, в котором друг сквозь друга проступают слои не сколько разного времени, сколько разных реальностей, объединяясь в некую общую историю.

“Я давно работаю с архивными материалами, пытаясь выяснить взаимоотношение различных культурных пластов и визуально их осмыслить, — рассказывает Роман Пятковка. — В “Советском фото” на самом деле, были же иногда хорошие картинки, хоть и пропагандистские и цензурированные, и в глубине души я, конечно хотел попасть в этот журнал. А сегодня я взял и нахально себя в него поместил.
Напомню, что в то время тело было табуизировано, его нельзя было ни смотреть, ни показывать, ни не дай бог снимать. Хотя мы, конечно, тихонько снимали. Сегодня это называется “ню”, а тогда это называлось порнографией, и нас, конечно же, за это не хвалили. Я хотел соотнести друг с другом эти картинки, с некой иронией и, прежде всего,  — самоиронией.

Что касается технологии, то я использовал методологию создания изображения, изобретенную Борисом Михайловым, здесь, в Харькове, в 60-е годы — так называемый “бутерброд”. Он складывал два позитива, потом была дубль-экспозиция и так далее. Я повторил эту “бутербродную систему”, отдавая дань уважения своему учителю и воскрешая старую технологию, которую сегодня можно эксплуатировать по-новому.
30 лет назад я как раз и начинал с “бутерброда”, под влиянием Михайлова. Мы остаёмся верными себе. Мы работаем в тех контекстах, тех методологиях и тех социальных средах, в которых мы жили и живём”.

брифинг Романа Пятковки

Роман напоминает, что и 30 лет назад, и сегодня — фотохудожники “Харьковской школы” всегда стремились изобретать новые методы изготовления изображений, отличающиеся от стандартов, поэтому каждая серия не похожа на предыдущую. Но некоторые (как “Советское фото”) являются неким взглядом в прошлое, переосмыслением некогда опробованных методов.

брифинг Романа Пятковки

Напомним, в апреле 2013 Роман Пятковка был признан победителем в номинации “Концептуальная фотография” профессиональной категории Sony World Photography Awards — самого авторитетного в мире фотоконкурса. С тех пор проект “Советское фото” уже видели в Бюдельсдорфе, Москве, Днепропетровске, Лондоне и Братиславе. Фрагменты серии можно увидеть в интернете, но полноценного представления ни о концепте, ни о технической стороне работы они не дают.
Журнал “Советское фото”, в честь которого назван проект, был единственным фотографическим изданием в СССР с 1926-го по 1992-й год. Картинки из пропагандистского журнала Пятковка совмещает со своими работами того времени — на тот момент андеграундными.

Справка:

Роман Пятковка — концептуальный фотограф, представитель легендарной «Харьковской школы фотографии», ученик и последователь Боба Михайлова. Куратор ежегодного проекта «Украинская фотография во Франции», координатор творческого объединения «Украинская Фотографическая Альтернатива», член Национального союза фотохудожников Украины (НСФХУ) со дня его основания.
Победитель Sony World Photography Awards 2013 в номинации “Концептуальное фото” Профессиональной категории.
Родился в 1955-м году в Харькове, где и сейчас живет и работает.
В 1978-м году закончил Харьковский политех, после чего 8 лет работал главным светопостановщиком в Харьковском театре юного зрителя, где и постигал основы игры со светом.
С 1986-го года полностью посвятил себя фотографии.
В последующие 20 лет работы Романа Пятковки экспонировались на многих выставочных площадках и сегодня находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея (Москва, Россия), Национального Центра Современного Искусства (Москва, Россия), Музея Кена Дами (Брешиа, Италия), Музея Современной фотографии (Чикаго, США), Московского музея современного искусства (Москва, Россия), фонда «Навигатор» (Бостон, США).

Sony World Photography Awards (SWPA) — самая значимая на сегодня в мире премия в области фотографии. Основанна в 2008-м году. Цель премии — поддержка и развитие фотокультуры.
Участие в конкурсе могут принимать как профессионалы, так и дилетанты — у SWPA есть несколько категорий, соответствующих уровням конкурсантов.
Professional Competition (Профессиональная категория) — для уже состоявшихся, профессиональных фотографов.
Open Competition (Открытое соревнование) — для аматоров и энтузиастов.
Student Focus (Студенческий фокус) — для тех, кто изучает фотографию.
Youth Award (Молодежная премия) — для всех участников младше 19-ти лет.

“Профессиональная категория”, в свою очередь, состоит из нескольких тематических номинаций: Архитектура, Искусство и культура Реклама, Концептуальное фото, Спорные вопросы современности, Акутальные события, Мода и красота, Пейзажи, Стиль жизни, Природа и животные, Люди, Портреты, Спорт, Натюрморты, Путешествия.

Оценивание фотографии в номинации “Концептуальное фото”, в отличие от других конкурсных категорий, практически полностью базируется на их эстетических качествах — из-за отсутствия строгого нарратива или фигуративной информации. При рассмотрении этих работ крайне значимыми считаются базовые для фотографии понятия: композиция, ритм, проектирование, использование игры света и цвета.

В течение месяца после награждения работы победителей можно увидеть в лондонском Соммерсет-хаусе — историческом здании, сегодня играющем роль престижного выставочного зала. Выставку организовывают кураторы от SWPA — с целью поддержки и продвижения участников.
Работы участников также демонстрируются на сайте World Photography Organization (http://worldphoto.org) и составляют ежегодно издаваемый альбом Sony World Photography Awards.

Sony World Photography Awards 2013
За звание Фотографа Года в 2013-м соревновались лучшие фотографы из 170-ти стран мира.
Победителями в номинациях Профессиональной категории стали:
• Архитектура — Фабрис Фойлле (Fabrice Fouillet), Франция
• Искусство и культура — Мириам Мелони (Myriam Meloni), Италия
• Реклама — Кристиан Осланд (Christian Aslund), Швеция
• Концептуальное фото — Роман Пятковка, Украина
• Спорные вопросы современности — Валерио Биспури (Valerio Bispuri), Италия
• Актуальные события — Илья Питалев, Россия
• Мода и красота — Клаус Тиманн (Klaus Thymann), Дания
• Пейзаж — Ненад Сэлджик (Nenad Saljic), Хорватия
• Стиль жизни — Аличе Капуто (Alice Caputo), Италия
• Природа и животные — Сатору Кондо (Satoru Kondo), Япония
• Люди — Андреа Йестванг (Andrea Gjestvang), Норвегия
• Спорт — Адам Притти (Adam Pretty), Австралия
• Натюрморт — Ванесса Коларета (Vanessa Colareta), Перу
• Путешествия — Гали Тиббон (Gali Tibbon), Израиль

Главные призы Sony World Photography Awards 2013 — «Золотая диафрагма» (L’Iris d’Or), звание «Фотограф года» и премия в размере $25 000 — достались Андреа Йестванг.

Победитель открытой категории — Хоанг Хип Ньгун (премия $5 000).

Приз за «Выдающийся вклад в развитие фотографии» был вручен легендарному американскому фотографу Уильяму Эгглстону.

«Советское фото» —
серия фотографий (44 работы),  принесшая Роману Пятковке победу на Sony World Photography Awards. Создавалась в 2012 году.
В основе — работы Романа советского времени, совмещенные с фотографиями из журнала «Советское фото» того же периода.
Выставки “Советского фото” после награждения на SWPA-2013:
• "Social euphoria", групповая выставка в Институте проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины, Киев (Украина)
Sony World Photography Awards 2013 exhibition, Сомерсет Хаус, Лондон (Великобритания)
выставка современного искусства NordArt 2013, Бюсельдорф (Германия)
"Ukraine: Expropriation", галерея Гринберга, Москва (Россия)
выставкка Sony World Photography Awards 2013, Арт-Музей, Днепропетровск (Украина)
выставка Sony World Photography Awards 2013 в рамках Месяца фестиваля фотографии (The Month of Photography Festival), Братислава (Словакия)



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

1145
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...