Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Харьковчане организовали прямой эфир с Далай-ламой для всех украинцев

Харьковчане организовали прямой эфир с Далай-ламой для всех украинцев

20 октября лауреат Нобелевской премии мира Далай-лама XIV впервые в истории провел диалог с украинцами в прямом эфире.

Вместо запланированного часа разговор длился 1час 30 минут, поэтому украинцы смогли задать несколько дополнительных вопросов. Чаще всего в разговоре упоминали мир внешний и внутренний, образование, экологию, пандемию, сосуществование людей разных наций и религий. Один из зрителей, Александр Заика из Житомирской области интересовался, чем он может помочь Далай-ламе. «Я ежедневно практикую альтруизм, поэтому мечтаю, чтобы все люди были счастливы. Но человек не сможет найти счастья в несчастливом окружении. Поэтому где бы вы ни жили, создавайте счастливые сообщества», - ответил Далай-лама. По словам председателя Совета ОО «ЭдКемп Украина» Александра Элькина, диалог планировался еще с июля. Но мечту увидеть Далай-ламу на украинской земле Александр Элькин не оставил и в конце разговора пригласил мирового лидера в Украину.

Трансляция диалога проходила на Facebook-странице организаторов - EdCamp Ukraine с 6:30 почти до 08:00. Украину представляли председатель Совета ОО «ЭдКемп Украина» Александр Элькин, который инициировал и модерировал этот эфир, экспертка по образовательным политикам, Министерка образования и науки Украины (2016 - 2019) Лилия Гриневич, фронтмен группы «Антитела» и друг Фонда ООН в области народонаселения в Украине Тарас Тополя и телеведущая канала «1 + 1», куратор проекта «Право на образование» Наталья Мосейчук. Они задавали вопросы Далай-ламе от себя и от имени украинцев и украинок, которые заблаговременно зарегистрировались на сайте события.

Вопросы собирали 13 дней - поступили сотни, сообщают организаторы. «Люди спрашивали об общих для всех украинцев проблемах: войне на Востоке, отсутствии устойчивого развития, - рассказывает Александр Элькин. - Много было и общечеловеческих вопросов: о поиске цели, счастья, мира с окружающими и собой. Интересовались мнением Далай-ламы о различных философских темах, идеях, даже диете и брачной измене. А поскольку мы образовательное сообщество, многие вопросы поступили от педагогов, стремящихся передавать детям не только академические знания, но и мягкие навыки: умение сопереживать, брать ответственность, действовать вместе, быть устойчивыми. Все спросить не удалось, но самые интересные вопросы мы озвучили в эфире».

Далай-лама в течение всего диалога отмечал, что людей необходимо рассматривать как социальных существ, которые не могут существовать вне общества и склонны сопереживать своему сообществу. Отвечая на вопрос Тараса Тополи о том, как украинцам выстроить единство между собой, Далай-лама вспомнил историю отношений Германии и Франции: «Для этих народов было нормой видеть друг друга как врагов. Это привело к Первой и Второй мировым войнам. Но впоследствии они поняли, что надо помогать друг другу, объединились в Европейском Союзе и с тех пор там царит мир. Я считаю ЕС примером сосуществования народов». Также Далай-лама вспомнил, что в свое время по тем же соображениям предлагал перенести штаб-квартиру НАТО в Москву, чтобы россияне не видели в народах Западной Европы врагов.

С другой стороны, выстраивание единства внутри страны принудительно, по принципу тоталитаризма, всегда приводит к краху, считает духовный лидер тибетцев: «Украинцы хорошо знают это, потому что сами жили в тоталитарном советском обществе, и СССР в конце-концов развалился. В мире до сих пор сохраняются некоторые автократические государства, но я уверен, что они обязательно изменятся. Потому что тоталитаризм противоречит индивидуальной свободе, которая является неотъемлемой частью человека».

Далай-лама неоднократно подчеркнул, что изучение научных данных о человеческой психологии, работе мозга поможет в решении насущных проблем и в предотвращении новых. Эту мысль он развил в ответе на вопрос Лилии Гриневич о роли эмоций в обучении: «Добросердечие и сопереживание должны царить в образовании. Ведь даже самый маленький ребенок скорее тянется к человеку, который улыбается, чем к учителю с серьезным лицом. Так и между взрослыми: легко вызвать улыбку у друга. Но вызвать улыбку у врага очень непросто».

Наталья Мосейчук интересовалась мнением Далай-ламы о пандемии COVID-19 - как человечеству нужно воспринимать эту болезнь. Тибетский собеседник напомнил, что было много эпидемий, которые быстро возникали и быстро исчезали. В то же время, отметил, что сейчас его больше волнуют экологические проблемы, которые отошли на второй план. «Через десятилетия много густонаселенных мест на Земле превратятся в пустыни, города исчезнут под водой. Мне 85 лет, и я мог бы не беспокоиться из-за этого. Но наши дети, о которых мы сегодня много говорим, которым мы хотим дать хорошее образование, - они будут жить в этом мире. Поэтому если хотите позаботиться о счастье своих детей - заботьтесь об экологии».

Свою собственную цель и мечту Далай-лама формулирует просто: жить счастливой жизнью и чтобы все люди были счастливы. «Каждое утро я спрашиваю себя - что я могу сделать для других людей? Я - буддистский монах, мне нужно немного, и я исповедую альтруизм. Но это более естественно, чем кажется. Представьте фермера, который работает на земле. Горожанин может подумать, что он заботится о земле, потому что любит ее. Может и так, но крестьянин знает, что должен заботиться о земле, ведь она кормит его и его семью. Так и альтруизм: стремление сделать людей вокруг счастливыми - это путь к собственному счастью. Ибо вы не сможете быть счастливыми, пока другие несчастны».

Лилия Гриневич вынесла из диалога много важных идей для развития реформы Новой украинской школы: «Над этим нужно думать. Ведь все мы заинтересованы, чтобы наши дети могли себя реализовать и быть счастливыми. Для этого надо иметь душевную стойкость, умение сопереживать, умение действовать. К сожалению, этого мало в школьном образовании».

Бывшая министерка образования и науки благодарна Далай-ламе за вклад в создание международной программы социально-эмоционального и нравственного обучения (СЭЭН). Сейчас в Украине 195 педагогов пилотируют ее внедрение в 26 школах 23 областей страны при поддержке Министерства образования и науки Украины, Института проблем воспитания Национальной академии наук Украины и Общественной службы мира GIZ.

Наталья Мосейчук чувствовала себя после разговора потрясенной. «Я знала, что это будет разговор с великим человеком, но я не могла даже представить масштаб этой личности. Думаю, со временем все это уляжется в голове, и мы все поймем, с кем мы сейчас имели дело, - считает телеведущая. - Это был разговор не с клириком, а с нейропсихологом, педагогом, философом, с огромным гуманистом. Он даже не лидер общественного мнения, он - лидер цивилизационного мнения».

Тарас Тополя признался, что теперь задумался над понятием единства: «Все три моих вопроса были о единстве. И каждый раз Далай-лама, отвечая, отмечал, что весь мир - одна единственная система, одна душа. Объединены все 7 миллиардов людей. Что мир становится меньше, а его части и процессы - более взаимозависимыми. И в будущем это будет только усиливаться, - вспоминает слова тибетского собеседника фронтмен группы «Антитела». - Все это надо осознать и, конечно, еще обсудить».

Обсуждать услышанное Лилия Гриневич, Наталья Мосейчук и Тарас Тополя будут в трех отдельных дискуссиях-послесловиях:

27 октября, 18:00 - 19:30 - «Мир в мире людей» с Тарасом Тополей при участии:

Светланы Ройз, детской и семейной психологини, консультантки телеканала «Плюс-Плюс», автора книг по детской и семейной психологии и образовательных проектов для родителей, педагогов и психологов;

Людмилы Демьяник, ветеранки, участницы боевых действий, известной как Катруся Стрела;

Ирины Прибинской, главной специалистки отдела образования Станично-Луганской районной государственной администрации Луганской области.

30 октября, 18:00 - 19:30 - «Образование для мира» с Лилией Гриневич при участии:

Сергея Бабака, председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций;

Вадима Карандия, директора Украинского института развития образования;

Валентины Федоряки, учительницы физики и математики Трудолюбовской ООШ Миргородского района Полтавской области.

30 октября, 18:00 - 19:30 - «Пандемия и ее влияние на человечество» с Натальей Мосейчук при участии:

Святослава Вакарчука, лидера и вокалиста рок-группы «Океан Ельзи»;

Андрея Виленского, в. и.о. Председателя Национальной службы здоровья Украины;

Иванны Коберник, соосновательницы ОО «Смарт освіта» и «Батьківський контроль», экспертки по коммуникациям.

Трансляции дискуссий состоятся на Facebook-странице организаторов диалога. А видеозаписи дискуссий и самого диалога можно будет посмотреть на YouTube-канале EdCamp Ukraine.

Напоминаем, ростки идеи провести диалог Далай-ламы с украинцами появились в феврале 2019 года, когда делегация крупнейшего образовательного сообщества EdCamp Ukraine посетила Малый Тибет в Индии. Там украинцы получили приглашение на личную аудиенцию с Далай-ламой. Впоследствии Далай-лама пригласил украинцев на мировую презентацию программы СЭЭН в Нью-Дели (Индия). А уже на Пятой национальной (не)конференции EdCamp Ukraine в июле этого же года был презентован пилотный проект по внедрению СЭЭН по всей Украине. «За это время наша команда и офис Далай-ламы стали хорошими друзьями, - рассказывают в EdCamp Ukraine. - С момента обнародования письма Далай-ламы в поддержку человечества во времена пандемии и начала практики его мировых диалогов мы мечтали о том, чтобы такое светское общение стало возможным и для Украины».

Полезные ссылки

Сайт диалога: http://www.edcamp.org.ua/dalailama2020

Страница EdCamp Ukraine в Facebook: https://www.facebook.com/edcampukraine

Украиноязычная страница Далай-лами XIV в Facebook https://www.facebook.com/DalaiLamaUA

Справки

Его Святейшество Далай-лама XIV (имя при рождении — Джецун Джампхел Нгаванг Лобсанг Еше Тэнцзин Гьяцо) — 14-й Далай-лама и духовный лидер Тибета, лауреат Нобелевской премии мира.

Родился 6 июля 1935 года в семье крестьянина в Тибете. В возрасте 2 лет был объявлен реинкарнацией прошлого Далай-ламы XIII. В 1950 году, когда независимый Тибет был только оккупирован Китаем, в возрасте 15 лет полностью взял на себя обязанности Далай-ламы — духовного и политического лидера страны. После Тибетского восстания 1959 года был вынужден покинуть Тибет, как и тысячи его соотечественников и поселиться в городе Дхармсала на севере Индии.

С тех пор Далай-лама продолжает быть лидером буддийского мира и до 2011 года был председателем Правительства Тибета в изгнании. Далай-лама XIV никогда не призывал к насильственному возвращению независимости Тибета, но использует все возможности мирного разрешения ситуации. За свой вклад в развитие мира и гуманизм, защиту прав человека во всем мире в 1989 году он получил Нобелевскую премию мира.

Далай-лама XIV выступает с лекциями, участвует в панельных дискуссиях, проводит диалоги с представителями различных культур, наций и религий, посещает университеты и государственные учреждения. Значительную часть его деятельности составляют межрелигиозные контакты: он встречался с главами христианских и иудейских церквей, духовными лидерами ислама, сикхизма, индуизма. С Иоанном Павлом II он встречался 6 раз.

Инициатива EdCamp родилась в 2010 году в США. Американские учителя и учительницы решили создать альтернативный государственному способ повышения квалификации и профессионального развития педагогов. С тех пор движение EdCamp распространилось в 44 странах, а одной из первых стран, которая присоединилась к этой инициативе, стала Украина. В 2019 и 2020 годах формат EdСamp вошел в мировой рейтинг HundrED.

Общественная организация «ЕдКемп Украина» (или Сообщество ответственного учительства EdCamp Ukraine) ставит перед собой цель улучшить квалификацию школьных педагогов, повысить статус учительниц и учителей и, в целом, содействовать реформированию системы образования Украины. Сегодня EdСamp Ukraine является крупнейшим независимым образовательным движением в стране, к нему уже присоединились более 30 000 прогрессивных педагогов.

Одним из ключевых событий движения является ежегодная общенациональная (не) конференция EdCamp Ukraine, которая проводится в Харькове. Последний раз в 2019 году она собрала около тысячи учителей и учительниц и образовательных экспертов и эксперток из 25 регионов Украины и 197 международных эксперток и экспертов из 19 стран мира. Ежемесячно региональные (не) конференции (мини-EdCamp’ы) проходят в разных учебных заведениях по всей Украине, с 2015 года их было проведено 186.

13-17 апреля 2020 года EdCamp Ukraine провели пятидневную онлайн-(не) конференцию для родительства и учительства «Антикризисный национальный онлайн-EdCamp 2020», посвященную вызовам пандемии и карантина. Мероприятие собрало одновременно 10019 человек и стало крупнейшим образовательным онлайн-событием в истории Украины. Всего в программе было 55 сессий от 65 спикеров по 5 направлениям: дистанционное образование, образовательная политика, физическое здоровье и психологическая устойчивость, финансовые и правовые вызовы, педагогика партнерства. Всего за 5 дней произошло 80 689 подключений из 22 стран.

Социально-эмоциональное и этическое обучение (СЭЭО) базируется на философии и методике, которая в течение 20 лет создавалась, апробировалась и совершенствовалась международной командой ученых Университета Эмори (Атланта, США). Основой для них стали работы по эмоциональному интеллекту Дэниэла Гоулмена и лучшие мировые образовательные программы социально-эмоционального обучения (СЭО), а вдохновением — призывы Далай-ламы к миру, согласию, сопереживанию и осознанию того, что для всех человеческих существ общим домом является Земля .

СЭЭО предлагает полноценную учебную программу, сосредоточенную на оттачивании внимания, сопереживании и этической чуткости, осведомленности о взаимозависимости, равенстве и системном мышлении, устойчивости и травмоориентированных практиках. СЭЭО может преподаваться как отдельный предмет в вариативной части программы, быть интегрированным в различные предметы или применяться во внеклассной деятельности.

Программа СЭЭО уже апробирована более 500 педагогами в странах Америки, Европы и в Индии, сейчас проводится комплексное исследование эффективности программы. Украина вместе с США и Колумбией, где СЭЭО внедряется на национальном уровне, стала частью такого мирового исследования.

Пилотирование программы СЭЭО в Украине происходит на базе 26 школ в рамках общенационального школьного эксперимента с участием Института модернизации содержания образования, Института проблем воспитания Академии педагогических наук (приказ МОН от 18.11.2019 г. № 1431).

Программа СЭЭО в Украине внедряется при поддержке Общественной служба мира — GIZ Украина.



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

692
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...