uk uk en en fr fr ru ru

Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Последствия Биеннале: Львовская художница представляет новую серию Nude в Харькове

Последствия Биеннале: Львовская художница представляет новую серию Nude в Харькове

10 июля в Харьковской муниципальной галерее откроется выставка Nude Василисы Буряник. Впервые работы львовской художницы в Харькове показали осенью 2019 на втором Биеннале молодого искусства. 

В основной экспозиции была представлена ее инсталляция «Фрагменты организмов» — аквариумы с художественными образами краснокнижных животных, созданные из текстиля. В Nude с помощью нейлона, ее любимого материала, Василиса Буряник исследует сходство опустошенных природных ландшафтов с беззащитностью человеческого тела. Представить новые работе не в родном Львове, а в Харькове художнице удалось по приглашению Муниципальной галереи и при содействии Евгения Оберемка — харьковского ценителя таланта художницы.

К созданию проекта художницу подтолкнули пейзажи Карпат, которые превратились в пустыню в результате вырубки лесов. Василиса отмечает, что последствия человеческой деятельности мы можем наблюдать на всей территории Украины: пожары в ее центральной части, разрушения на востоке и на территориях, на которых ведутся боевые действия.. В проект Nude она проводит параллели между человеческим телом и природой, намекая, что мы тождественны, взаимосвязаны и одинаково уязвимы. Одну из картин авторка успела показать в галерее искусств «Лавра» на выставке «Среда обитания. Манифест 2020». Тогда за попадание в экспозицию соревновались на конкурсе 300 украинских художников и художниц. Полностью серию Nude первыми увидят харьковские зрители и зрительницы.

Материалом для работ стал любимый авторкой прозрачный нейлон. Образы в нем она создает с помощью печати, аппликации, вышивки и огня. Накладывая слои текстиля, художница достигает прозрачности и взаимодействия различных элементов в одном месте — через панораму природы проглядывает кожа человека. Течения и ручьи кажутся сосудами или нервными окончаниями. А еще работы подсвечены сзади, что усиливает взаимодействие различных слоев. Василиса называет это эффектом рентгена.

«Большинство моих работ связано с экологией, с исчезновением лесов, животных. Когда-то давно животное было центральным элементом мифов, сказок, религий, природа была частью человеческой жизни, а человек чувствовал себя частью природы. Сегодня же мы относимся к ней потребительски, вытесняем ее из фольклора, мыслей, чувств», — с грустью отмечает авторка.

Экологическая тематика оказалась общим интересом художницы и бывшего начальника Государственной экологической инспекции в Харьковской области Евгения Оберемка. Во время Биеннале экоинспекция поддержала создание инсталляции, и Евгений Оберемок обещал поддерживать новые идеи художницы.

«Многое мы слышим из новостей — пожары, наводнения, вырубки, копальни. Много ужасного происходит с природой незаметно. Например, нам в будущем еще предстоит подсчитывать убытки, которые война нанесла экосистеме Восточной Украины, — отмечает Евгений Оберемок. — Поэтому каждое меткое напоминание об уязвимости природы и ответственности человека является своевременным. Мне очень импонирует техника Василисы, ее изобретательность в работе с тканями и впечатление, которое производит ее искусство на зрителя. Поэтому я всегда рад ей помочь».

Без меценатства искусству развиваться сложно, считает директор Харьковской муниципальной галереи Татьяна Тумасян. А длительные отношения меценатов и художников — одно из последствий прошлогоднего Биеннале, которое собрало в Харькове художников и зрителей со всей Украины. «Мы в галерее следим за творчеством Василисы еще с 2013 года, а на Биеннале мы вживую убедились в том, что ее работы привлекают большое внимание, — рассказывает директор Харьковской Муниципальной галереи Татьяна Тумасян, в прошлом году возглавлявшая оргкомитет Биеннале. — Еще важно, что Василиса Буряник использует экзотическую для Харькова технику художественного текстиля, через которую говорит на важные экологические темы».

Партнерство мецената и художницы Татьяна Тумасян считает случаем очень редким, но оптимистичным. Такие случаи, считает галеристка, можно пересчитать по пальцам руки — Александр Животков и Стелла Беньяминова, Андрей Сагайдаковский и Павел Мартынов, или несколько авторов, чьи работы покупают Борис и Татьяна Гриневы. «Это очень хорошая, важная тенденция», — уверена Татьяна Тумасян.

Выставку можно будет увидеть с 10 до 29 июля в Харьковской муниципальной галерее (ул. Чернышевская, 15) каждый день кроме воскресенья с 11:00 до 19:00. Вход свободный.

Проект реализован при поддержке Евгения Оберемка.

Справка

Василиса Буряник — украинская художница, живет и работает во Львове. Родилась в 1985 году, в 2004 закончила Ужгородский колледж искусств им. А. Эрдели, в 2010 году закончила Львовскую национальную академию искусств (кафедра художественного текстиля).

Первая персональная выставка Василисы Буряник под названием «Жанры» прошла в 2003 году в Ужгороде. С тех пор художница приняла участие в 20 выставках и пленэрах. Участница Всеукраинского биеннале «Текстилизм-8» (Львов, 2011), Второго национального Биеннале молодого искусства (Харьков, 2019).

Лауреат Всеукраинского конкурса Второе национальное Биеннале молодого искусства (Харьков, 2019), участница стипендиальной программы «Gaude Polonia» (Варшава, 2013).


Подписывайтесь на наш канал «78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова» в Telegram.

105
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...