Школьница из Харькова попала в национальный финал “Молодь дебатує”
В межрегиональном турнире, который проходил в Запорожской ЗОШ №38 в этот четверг, она вошла в четверку лучших. В этом году межрегиональные дебаты проходят во Львове, Житомире, Запорожье и Одессе. Тема одна на всех: "Стоит начать официальный день мультикультурализма в Украине?". В каждом городе выбирают четырех лучших. Так составляется перечень 16 дебатантов и дебатанток для участия в решающих национальных дебатах в Харькове.
Методика Jugend debattiert появилась в Германии в 2001 году. Ее основное отличие от других форматов дебатов: побеждает тот участник или та участница, кто представит в процессе дискуссии все аргументы по теме, используя мнения экспертов и научные исследования. Одна из главных задач методики — научить подростков критическому мышлению и принятию взвешенных решений.
Надежда Ерёмина дебатирует уже второй год. В прошлом году она еще не была готова к турнирам, а в этом году решила попробовать и сразу попала в национальный полуфинал.
“Я просто хотела проверить свои силы, — рассказывает Надежда. — Конечно, о победе не думала, но надеялась. Только после объявления результатов поняла, что произошло”.
По формату дебатов, тема всегда формулируется как вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. И участники, и участницы должны готовить аргументы для обеих точек зрения, потому что какую из сторон они будут представлять, решает жеребьевка перед началом дебатов. Подготовка — ключевая составляющая успеха, говорят организаторы. Во время поисков аргументов для противоположных мнений дебатанты и дебатантки учатся критическому мышлению, плюрализму мнений, демократическим принципам.
“Для многих детей это — один из нескольких кружков. Особенно в крупных городах. Но есть дети, которые понимают ценность дебатов, понимают, для чего они участвуют в них, — говорит координатор “Молодь дебатує” в Украине Ольга Борисенко. — Ради этих детей, наверное, и стоит заниматься этим проектом”.
Надежда Ерёмина согласна, что дебаты учат участников и участниц важным умениям: искать и анализировать информацию, допускать существование мнений, отличных от твоего.
“Ты учишься отстаивать точку зрения, изучать ситуацию и реагировать на нее, — перечисляет школьница. — Это очень помогает в изучении гуманитарных предметов, где нужно уметь объяснять, глубоко изучать тему”.
Во время дебатов в вопросе “Стоит ли ввести официальный день мультикультурности в Украине?” Надежда отстаивала позицию “да” ( “ПРО” на дебатном сленге). Во время подготовки сформировала и собственное мнение. Школьнице повезло — оно совпадает с позицией, которая ей досталась на жеребьевке. “Я всегда за обновление, за что-то новое, — говорит Надежда. — Но это мое личное отношение. Впрочем, есть и важный аргумент за такое нововведение — это модернизирует общество и учит толерантности”.
Вместе со школьницей из Харьковского санаторного УВК № 13 в национальных полуфиналах и финале в Харькове примут участие Дарья Середа из Славянской ЗОШ №15, Богдан Козлов (Сечевой коллегиум) из Запорожья и Дарья Першута (СОШ №122) из Кривого Рога. В целом, в проекте в 2019 году приняли участие 1000 школьников и школьниц из 54 учебных заведений по всей Украине.
“Я часто вижу в соцсетях комментарии вроде “Хватит дебатировать, надо действовать!”. Говорят, что дебаты это разговоры, которые отвлекают от решения вопросов, — рассказывает координатор проекта и председатель жюри Ольга Пишель. — Иногда людям кажется, что лучше принять ряд стандартных решений и забыть о проблемах. Но я уверена, что прежде чем решать любую проблему, будь то национального масштаба, или школьного, надо ее понять, разобраться. Лучшего средства это сделать, чем свободные взвешенные дебаты, не существует. Это — основа демократии, поэтому мы считаем обучение детей демократическим принципам нашей главной миссией”.
Проект проходит при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии и методической поддержке Jugend debattiert.
Справка
Проект «Молодь дебатує» появился в Украине в 2016 году. Уникальную методику немецких молодежных дебатов Jugend debattiert ее авторы впервые позволили использовать на другом языке. И в 2016 году в украинской версии проекта принимали участие 113 учеников из 8 школ 4 регионов страны: Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Николаевской областей. Победителем финала стал Эдуард Белоусов из Днепра.
В 2017 году проект продолжился в гораздо большем масштабе — уже 400 украинских школьников попробовали свои силы в дебатах. Они представляли 25 учебных заведений из 8 регионов: Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Житомирской, Львовской, Николаевской, Сумской и Харьковской областей. Победил Максим Чеботарев из Днепра.
В 2018-2019 годах в проекте приняли участие 42 школы и около 800 детей из 12 областей Украины: это Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Житомирская, Николаевская, Львовская, Харьковская, Сумская, Черниговская, Херсонская, Полтавская, Винницкая области. Победила Марина Хоменко из Миргорода Полтавской области.
Сайт проекта: https://www.ukraineyouthdebates.de/
Facebook-страница :https://www.facebook.com/debattiertUKR/