В Ниле обнаружен древний корабль, описанный Геродотом в далеком прошлом
Во фрагменте 2.96 «Историй» Геродота, опубликованных около 450 г. до н.э., древнегреческий историк, который писал о своей поездке в Египет, описывает тип грузового судна Нила, называемого барисом. Согласно рисункам самого историка, это судно состояло словно бы из кирпичной кладки, выложенной папирусом, при этом рулевая ось проходила через отверстие в киле. Сведения о подобной системе рулевого управления в эпоху фараонов поступали и из других источников, однако никаких доказательств у ученых не было.
Находка, получившая название «Корабль 17», вышла из ныне затонувшего портового города Тонис-Гераклион блих дельты Нила, датируемого периодом 644−332 гг. до н.э. Исследователям уже удалось обнаружить здесь более 70 свидетельств кораблекрушений и отыскать бесчисленные артефакты, которые проливают свет на историю древнего торгового центра и его культуру.
Барельеф, демонстрирующий устройство бариса с разных ракурсов
Хоть сам корабль и пролежал в воде больше 2000 лет, он на удивление хорошо сохранился. Археологам удалось исследовать примерно 70% корпуса. Археолог Дамиан Робинсон из Оксфордского центра морской археологии отмечает, что лишь теперь ученые наконец убедились в правоте Геродота.
Еще в 2013 году Александр Белов из Центра египтологических исследований Российской академии наук отметил, что стыки обшивки корабля расположены в шахматном порядке, так что со стороны они и в самом деле напоминают кирпичную кладку. Обшивка Корабля 17 скреплена на удивление длинными шипами, которые порой достигают 1,99 м и проходят сквозь 11 рядов. Эти шипы соответствуют «длинным, близко расположенным кольям» в повествовании Геродота. Правда, есть и несоответствия: так, судно, описанное историком, скрепляли куда более короткие жерди — они действовали как ребра, соединяющие доски корпуса из акации. Кроме того, у бариса Геродота не было укрепляющих рам, в то время как у находки их сразу несколько.
Схема рулевой системы корабля
Учитывая многочисленные сходства и уникальную рулевую систему, исследователи полагают, что Корабль 17 настолько близок к описанному в книге, что вполне мог быть построен на той же верфи, что и восхитившее Геродота судно.