Почему мы не можем решить, что заказать в ресторане
Около 20 лет назад данный эффект уже пытались объяснить. Тогда ученые предложили покупателям в магазине ознакомиться и при желании купить баночку джема. В одном случае на столе стояло 24 образца, в другом — только шесть. Как оказалось, люди чаще останавливались у прилавка с большим количеством баночек, но редко что-то покупали. Если баночек с джемом было всего шесть, люди решались на покупку в десять раз чаще.
Теперь ученым удалось объяснить, как мозг обрабатывает многочисленные варианты и делает выбор в пользу одного из них. В ходе исследования волонтерам предложили выбрать изображение, которое можно напечатать на чашке. Сначала предлагалось на выбор шесть изображений, потом 12 и, наконец, 24. Пока человек принимал решение, активность его мозга отслеживалась при помощи МРТ.
В тот момент, когда доброволец делал выбор, наибольшая активность была заметна в полосатом теле и передней поясной коре. Эти области мозга отвечают за определение ценности вознаграждения и затрат на его достижение. Интересно, что наибольшую активность эти зоны проявляли при обработке 12 вариантов, а при выборе между 24 вариантами показатели существенно падали. По мнению ученых, идеальное количество вариантов, из которых может выбирать человек, — от 8 до 15.
Фото: Apeloga AB / Getty Images