Рождество — матрица нашей культуры и нашей цивилизации
Глава аббатства Лаграс Эммануэль-Мари считает, что если правительство решило спасти Рождество, а не новогоднюю ночь 31 декабря, то это несомненно потому, что этот праздник рождения земного воплощения Бога является основополагающей частью нашего воображения.
На дверях наших театров, кинотеатров и музеев висит санитарная печать. Справедливо ли было вычеркивать культуру из списка жизненно важных благ? Не является ли она неотъемлемой частью достойного человеческого существования? Правительство не может закрывать глаза на политическую сторону этого вопроса и, судя по всему, стремится защитить культуру этим вдохновленным шагом. Решение премьер-министра о том, чтобы пожертвовать большим новогодним праздником ради семейного рождественского вечера, подчеркивает основополагающее место Рождества в нашей цивилизации. Оно зажигает звезду в ночи.
В Рождество мы празднуем не просто воплощение Бога в человеческой природе, а саму возможность существования культуры. Как пишет Ален Финкелькраут, «культура — это формирование общего пространства между живыми и мертвыми». Но пойдем чуть дальше: это формирование общего пространства между Богом и человеком и, как следствие, между людьми. В результате рождественского воплощения Бог обрел лицо и стал познаваемым. Абсолют стал представляемым, трансцендентность отразилась в творении. Святое облекло себя в человеческое.
Без такого воплощения, на каком основании можно воспевать или описывать что-то в этом мире? Какую легитимность обрело бы представление? Если абсолют нельзя представить, любое представление бессмысленно и даже кощунственно. Исламский мир отталкивается от абсолютной непознаваемости Бога и по такой логике запрещает представление Бога и человеческого лица. Но, раз в яслях Бог приобретает человеческий лик, каждое лицо имеет значение. Каждое тело может быть нарисовано, описано и воспето. Как утверждает румынский романист Вирджил Георгиу, «слово получает материальное отражение, когда написано на листе бумаги, точно так же, как Христос воплотился на Рождество в Вифлееме».