Древний праздник Йоль, давший начало всем новогодним традициям, отмечается 21 декабря
Готовься, ведь стирается привычное время, запускается веретено Судьбы, бросается жребий между высшими силами, богами. А может, всех нас просто охватывает предновогодняя суета. Сейчас каждый из нас чуть-чуть Гарри Поттер, чуть-чуть неврастеник в уходящем 2020 г. Ведь Йоль выпадает вдобавок и на соединение Сатурна и Юпитера!
Языческий праздник Йоль отмечают в невероятно долгую ночь на 22 декабря. Йоль звучит будто первые бубенцы Санты, который уже запряг оленей, сани и мчится с Рождеством в каждый дом. Сейчас мы торжествуем зимнее солнцестояние, а на кельтском Колесе Года попадаем в нулевую точку перерождения, завершения еще одного планетарного цикла и начала нового.
В северной мифологии Йоль — самый главный, самый священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами.
Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве — это, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы.
У англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния — в зависимости от года — с 19 по 22 декабря.
Первая ночь называлась «материнской» — её встречают, проводя вечер в кругу семьи.
Самый важный момент праздника Йоль — это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» (свечи на столе с йольским деревом и йольским украшенным поленом) и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остаётся наедине с мертвыми и духами Иного Мира
Заканчивается Йоль на «Двенадцатую Ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря) или же 31 декабря-1 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днём судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие — «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь.
У Йоля множество участников-сказочных персонажей, но самый главный — отнюдь не аналог Деда Мороза, а Йольский кот. Основной задачей Йольского кота было следить за тем, чтобы люди правильно отмечали праздник: чтобы их одежда была новая, угощение вкусным, а дом прибранным. И горе тем, кто не соблюдал эти простые требования. В этом случае огромный кот съедал все угощение в доме, а если оно для него было недостаточно вкусным, то следующим пунктом меню становились хозяева. Ко всему прочему, это мифическое существо могло мгновенно превращать воду в лед, проходить невредимым сквозь огонь, не бояться собак, как обычные кошки, одним махом преодолевать огромные расстояния.
Существовала особая примета: если кто в огне очага видел улыбку призрачного кота — то это было дурным знаком, предвещающим смерть бедолаге в будущем году.
Христианство «ассимилировало» Йоль — он превратился в Рождество и Новый год. И традиционное йольское полено (дубовое, символизирующее все беды года, которое нужно было сжечь в последнюю ночь) проще было превратить в пирог и назвать рождественским. «Дерево жизни» тоже, соответственно, рождественским деревом — елью. И «ночь матери», которую стоит проводить с близкими, назвать семейным праздником.