25 июня - День мореплавателя (Day of the Seafarer)
День мореплавателя (Day of the Seafarer), также известный как День моряка, отмечается 25 июня. Решение об учреждении праздника было принято в 2010 году государствами-членами Международной морской организации, входящими в ООН. Тогда они подписали на конференции в Маниле резолюцию №19, послужившую основанием учреждения данного профессионального праздника.
Международная морская организация или
ИМО (International Maritime Organization, IMO) - международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. ИМО была образована 6 марта 1948 года в Женеве, в ней состоят 173 государства-члена и 3 ассоциированных члена.
Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской среды. В определенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской среды.
В резолюции ИМО отмечалось, что специальный день для людей всех морских профессий необходим, потому что вклад моряков в дело международной торговли, мировой экономики и в развитие гражданского общества в целом неоценим. Эти слова были адресованы к 1,5 миллионам профессионалов, связавших свою жизнь с водной стихией.
Праздник посвящен морякам торгового флота, которые, в отличие от военных моряков, своего праздника до сих пор не имели - дни работников морского и речного флота отмечались в основном людьми, не имеющими непосредственного отношения к работе в море. По статистике, моряками торгового флота осуществляется 80% всей мировой торговой деятельности.
Праздник проходит под эгидой ИМО и каждый год посвящен определенной теме.
В День моряка поднимаются вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные мореплаватели, в частности - пиратство. Оно возникло практически одновременно с началом судоходства, и пиратские действия были направлены на захват судов всех категорий. И если раньше традиционными районами нападения пиратов считались воды Юго-восточной Азии, побережья Африки и Латинской Америки, то в настоящее время особенно остро стоит проблема пиратства в водах, примыкающих к африканскому государству Сомали.
Самая первая задача ИМО состояла в том, чтобы принять новую версию наиболее важной из всех конвенций, имеющих дело с безопасностью на море - Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea, SOLAS - СОЛАС).
Первая версия этого документа была принята ещё в 1914 году, по следам гибели «Титаника», вторая - в 1929 году после гибели «Вестриса», третья - в 1948 году, отчасти после взрыва «Гранкана», то есть, были вызваны конкретными кораблекрушениями. Четая редакция, к которой приступила ИМО, явилась первой значительной задачей после её создания и, по сути, стала первой, чья разработка и принятие были осуществлены на системной основе. Принятая 17 июня 1960 ИМО четвёртая редакция Конвенции представляла существенный шаг вперёд в модернизации инструкций и поддержании темпа технического развития в судоходной индустрии и вводилась в действие с 26 мая 1965 года.
В дальнейшем ИМО продолжала работу по совершенствованию Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. 1 ноября 1974 года на Международной конференции по охране человеческой жизни на море был принят новый текст Конвенции СОЛАС. В 1988 году на Международной конференции по гармонизированной системе освидетельствования и оформления свидетельств был принят Протокол к этой Конвенции. В 1992 году в ИМО был издан так называемый Консолидированный текст Конвенции СОЛАС.
День моряка в Украине
День моряка в Украине
Украина празднует День моряка вместе со всей планетой. По состоянию на 2015 год, в сфере водного транспорта в Украине действуют 38 государственных предприятий с оборотом около 10 млрд грн в год, 5 тысяч отраслевых субъектов хозяйствования, а около 100 тысяч украинских граждан выбрали профессию моряка.
В Украине насчитывается 13 континентальных морских портов, пропускной способностью 262 млн тонн в год, в которых работают 25 тысяч сотрудников. На внутренних водных путях действуют 16 речных портов и терминалов пропускной способностью 60 млн тонн в год.
Приметы и суеверия моряков
У моряков за века водных походов сложились свои суеверия и приметы, многие из них возникли в результате наблюдения за природными явлениями, другие похожи на наши обычные суеверия, а третьи основаны на совпадении многих факторов, случившихся в истории, поэтому на всякий случай их стараются избегать.
Например, в Англии считается, что выходить в море в пятницу (особенно, 13-го числа) плохая примета.
Многие моряки убеждены, что уходя в понедельник, в плавании их будет ждать много проблем.
Почти на всех морях строго соблюдают положенное табу - свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит богов. А чтобы призвать ветер, нужно поскрести мачту.
В русском флоте была такая традиция, когда при проходе южного Гогландского маяка (маяк в Финском заливе на острове Гогланд) моряки бросали монетку в качестве дани за успешное плавание. Вообще с дарами богам воды связано много поверий - во все времена их старались задобрить, чтобы удача не покинула судно и команду на протяжении всего похода.
Например, в Англии считается, что выходить в море в пятницу (особенно, 13-го числа) плохая примета.
Многие моряки убеждены, что уходя в понедельник, в плавании их будет ждать много проблем.
Почти на всех морях строго соблюдают положенное табу - свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти. Свист раздражает и гневит богов. А чтобы призвать ветер, нужно поскрести мачту.
В русском флоте была такая традиция, когда при проходе южного Гогландского маяка (маяк в Финском заливе на острове Гогланд) моряки бросали монетку в качестве дани за успешное плавание. Вообще с дарами богам воды связано много поверий - во все времена их старались задобрить, чтобы удача не покинула судно и команду на протяжении всего похода.
Существует забавная церемония, связанная с первым пересечением экватора. Экватор, как известно - это такая воображаемая, но вполне определенная линия, разделяющая нашу планету на два полушария: северное и южное. Согласно традиции на морских кораблях, будь то торговое судно или военный крейсер, при пересечении экватора на борту судна устраивают праздник Нептуна, а морякам, которые впервые пересекают экватор, устраивают церемонию посвящения. Это одно из самых ярких и красочных событий в судовой жизни. Морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном, тут же на палубе крестит моряков, впервые посетивших его владения. "Крестили" - из ранцевых дегазаторов - приборов, напоминающих садовые опрыскиватели. Воды не жалели, а потом каждому "крещеному" вручали диплом о пересечении экватора.
Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.
Существует поверье, что морские чайки - это хранители душ людей, погибших при кораблекрушениях. Жалобный крик чаек - это требование усопших похоронить их по христианскому обычаю - в земле.
Татуировка - нанесение на тело рисунков с помощью вкалывания в кожу краски, было древним обычаем мореплавателей. Таким способом они пытались снискать расположение у морских богов и благополучно вернуться на родину.
На палубу обычно встают с правой ноги.
В судовом журнале никогда заранее не указывается порт, в который корабль держит путь, он отмечается только по прибытии.
На верхней палубе нельзя находиться без головного убора.
Есть и такое поверье, что моряк с разноцветными глазами - к несчастью на воде. Как и женщина на корабле. А вот ребенок - это к счастью.
В судовом журнале никогда заранее не указывается порт, в который корабль держит путь, он отмечается только по прибытии.
На верхней палубе нельзя находиться без головного убора.
Есть и такое поверье, что моряк с разноцветными глазами - к несчастью на воде. Как и женщина на корабле. А вот ребенок - это к счастью.