Также всех нас с самого раннего возраста учили правилам вежливости.
Вежливость определяется как человеческое качество, черта характера, характеризующаяся тактичностью и уважительным отношением к другим людям. В конечном итоге правила вежливости служили: а) выживанию; б) удобству.
Действительно, наши далекие предки были, скорее всего, людьми, по современным меркам, грубыми и весьма агрессивными. Тому, кто повел бы себя нехорошо, неуважительно, могли и по голове дать. Понятно, что при таких стимулах нормы вежливости придумывались и усваивались быстро.
Этикет же — свод правил поведения в «приличном» обществе. Правил, зачастую кажущихся вычурными и уж точно далекими от рациональности.
С тем, что они бывают вычурны, трудно не согласиться. Но так ли нерациональны?
К примеру, всем известно, что при входе в дом принято снимать шапку, а за едой не нужно ставить локти на стол. Пускай даже не все этим правилам следуют.
Наверняка многие в детстве, когда их учили «себя вести», спрашивали: «Да кто придумал эти правила?» На что зачастую следовал ответ: «Так всегда делали!».
Что ж, теперь, когда все выросли и элементарные правила усвоили, можно раскрыть тайну: оказывается, так делали не всегда. Просто мало кто задумывается над столь очевидными, вроде бы, и накрепко укорененными в нашей культуре вещами. А ведь они и не всегда были в ходу, многие еще и возникли по вполне практическим причинам.
Взять то же снятие шапки при входе в помещение. Считается, что появился этот обычай у рыцарей. Первоначально это был… шлем, который снимали в знак миролюбивых намерений и главное — доверия к хозяевам. Доспех снимать долго, а шлем — в самый раз. Да еще он и тяжелый, и не слишком удобный, так что в не боевой обстановке шлем старались снимать.
Позже стали снимать шляпы. И постепенно обычай потерял практическую значимость, став нормой вежливости.
Есть и более «приземленная» версия, выводящая этот обычай не из воинской, а из народной культуры. Впрочем, и тут все утилитарно: шапка снимается, чтобы после работы пыль и мусор (а в непогоду — капли воды) с нее не падали в еду…
Из воинской культуры вышли и другие «нормы вежливости» типа рукопожатия. Первоначально (а рукопожатие — очень древний жест!) это была демонстрация ладони, в которой нет оружия.
Наконец, поклон — демонстрация покорности и — снова — доверия. Наклонившись, сложно защищаться и тем более — проявлять агрессию. Мы склоняем незащищенную, обнаженную голову, по сути, демонстрируя: «Я в твоей власти».
Еще сильнее это выражает коленопреклоненная поза.
К тому же, склоняясь, мы «принижаем себя», символически «возвышая» того, кто перед нами. Если сейчас мы не воспринимаем поклон подобным образом, это ничего не значит: язык тела воспринимается неосознанно, а поклон (как и рукопожатие/демонстрация ладоней) — очень архаичный обычай.
А вот то, что женщине принято идти справа от мужчины — также «воинский» обычай. Можно встретить мнение, что если женщина находится ближе к вооруженной (чаще всего правой) руке, мужчине легче ее защищать. Скорее всего те, кто утверждает подобное, далек от фехтования. Если уж спутница расположилась справа, пускай берет оружие и прикрывает спину! Иначе и защищать ее не очень удобно, и мешать будет.
Зато идущую справа женщину (да и мужчину) не будет задевать твой меч, висящий слева…
Возможно, с какими-то из перечисленных обычаев соотносится и воинское приветствие — «отдание чести» поднятой к голове рукой. Версии его происхождения разнятся: демонстрация пустой руки, поднятие забрала или снятие шлема, придерживание шляпы при поклоне. Есть гипотеза, выводящая появление этого ритуала к Френсису Дрейку, который, встречая королеву Елизавету, демонстративно прикрыл глаза, чтобы не ослепнуть от ее красоты.
И для примера несколько простых «светских» правил.
Почему на стол не кладут локти? Скорее всего, причина проста: чтобы не мешать окружающим. Ведь в старину за столом собиралась большая семья, а предки жили куда теснее нас.
Есть и объяснение посложнее. Стол — объект сакральный, на который и опираться не нужно, тем более — ставить на него локти. «Можно» подобное только… покойнику (да и то не всегда!). И в некоторых случаях — невесте. Которая в традиционной культуре тоже символически «умирает» для родительской семьи.
Тогда неудивительно, что нельзя наваливаться на стол, если ты жив и не невеста.
Наконец, почему мы говорим чихнувшему «будь здоров»? Ведь это также правило вежливости: чихнув, мы ожидаем привычного пожелания здоровья. Обычай этот, по меньшей мере, общеевропейский, да и на других континентах встречающийся: одни желают здоровья, другие призывают на чихнувшего благословение.
Основных версий происхождения этого обыкновения три:
- при чихании из человека может вылететь душа;
- при чихании выходят болезни и прочие «нехорошести»;
- чихание может быть симптомом чумы.
Согласитесь, в любом случае пожелание здоровья не будет лишним!
И в заключение приведу популярную версию, «объясняющую», почему женщин принято пропускать в дверь первыми. Вроде бы еще в первобытности женщина первой входила в пустую пещеру и утром выходила наружу.
Догадались, зачем? Конечно: а вдруг за время отсутствия людей в пещеру забрел медведь? Или утром ждет снаружи? А пустим-ка мы первой женщину как менее ценного участника группы!
Примерно такую логику приписывают нынешние блогеры своим далеким предкам. Видимо, предполагая, что мужик сильнее и мог, если что, просто выбросить свою прекрасную половину из пещеры. Прислушаться: не ест ли ее хищник? И если снаружи доносится довольное сытое урчание, выйти с дубиной наизготовку…
Почему нет? Предок ведь был грубым и необразованным!
Может, и был. А вот идиотом не был, чем и отличался от иных своих далеких потомков.
Женщины и дети — ценность. Первыми в потенциально опасное помещение могли пускать разве что старуху или старика, наименее ценных членов группы. Вот это — нормально для архаичной культуры, рудименты подобных обычаев сохранялись и в историческое время. Да и до нас дошли.
В общем-то, нормально и пропускать спутницу вперед. Женщина входит в безопасное помещение, в это время мужчина, стоя сбоку (именно так мы сейчас открываем дверь!), охраняет вход.
Так что все в мире имеет вполне рациональную причину. Другое дело, что со временем эта причина может утратить актуальность. А обычай — останется, воспринимаясь как нечто естественное.
Автор: Александр Смирнов
Источник