В доисторическую эпоху религию заменяли истории
Антропологи работали с представителями группы аэта — потомками первых людей, заселивших Филиппинские острова. Аэта до сих пор живут по законом природы, занимаются охотой и собирательством. Ученые смогли пообщаться с тремя старейшинами и услышали рассказы, которыми члены племени обмениваются между собой. В большинстве своем это поучительные истории о природе и животных, которые поощряют равенство полов, сотрудничество и другие правила и нормы поведения.
«У охотников-собирателей нет богов-морализаторов, и все же они очень хорошо кооперируют между собой. Получается, что рассказывание историй было предвестником более сложных форм повествования, например религиозных историй, для народов, освоивших сельское хозяйство», — говорит один из авторов исследования Андреа Мильяно (Andrea Migliano).
Исследователи отмечают, что 70% из 89 историй семи различных групп охотников и собирателей, которые они проанализировали, касаются укрепления социальных связей и регулирования поведения в группе. Как правило, хорошие рассказчики в племени аэта имели более высокий статус, пользовались уважением в группе, имели больше детей. По мнению антропологов, сторителлинг мог сыграть решающую роль в организации социального поведения людей первобытно-общинного строя.