Фотограф или фотохудожник?
Что же отличает хорошего фотохудожника – или, в более широком смысле, художника - от посредственного? Здесь, казалось бы, все просто: достаточно показать несколько своих работ, чтобы собеседник смог сам сделать вывод. Однако здесь легко попасть в так называемую ловушку оценочных суждений: художественная фотография, высоко оцененная критиками, может не вызвать такой же эстетической реакции у массового зрителя. И наоборот: ориентация на «широкий загал» нередко выставляет художника как производителя ширпотреба - в глазах коллег-представителей искусства. Как в данной ситуации выбрать золотую середину, и нужно ли это делать?
Алексей Самойленко – известный фотограф из Харькова, сейчас работающий над масштабным фотопроектом «История Украины». Проект охватывает историю нашей страны, начиная с доисторической эпохи позднего палеолита (15-30 тысяч лет назад) до времен запорожского козачества. А.Самойленко представляет события прошлого в виде арт-фотографий – художественных образов, в которых используется эстетика каждой определенной эпохи и населявших ее народов. В рамках проекта уже готовы три выставки – «Поздний палеолит», «Трипольская культура» (развитая цивилизация, осевшая на территории Украины около 8 тысяч лет назад), «Половцы» (кочевой народ, ставший одним из главных антагонистов Киевской Руси).
Рассказывать (или, вернее, показывать) украинцам их историю в формате арт-фотопроекта в нашей стране пока никто не решался. Быть первопроходцем всегда нелегко, однако харьковский фотограф, имея в послужном списке немало побед во всеукраинских и международных фотоконкурсах, мог позволить себе реализовывать свой творческий замысел, не опасаясь быть неправильно понятым. Творить, основываясь на собственном мироощущении, а не на актуальных модных трендах, и при этом находить отклик у зрителя – разве не об этом мечтает каждый человек искусства? Тем более, что положительные отзывы на первые части «Истории Украины» не заставили себя долго ждать.
Как возникла идея самобытного фотопроекта и каким будет его продолжение? Об этом Алексей Самойленко рассказал в интервью.
Все началось с «баб»
- Алексей, бытует мнение, что основной «хлеб» фотографов – событийная и частная фотосъемка, плюс редкие фотовыставки в качестве творческой самореализации. Как вышло, что вы заинтересовались историей?
- Все началось с «баб», да простит меня читатель за подобную двусмысленность. Но только речь идет о каменных изваяниях, которых нам, украинцам, оставили в наследие половцы. Именно эти загадочные каменные идолы, которые кочевники «разбросали» на огромном пространстве от нашего Левобережья до юго-восточной Азии, и вызвали во мне интерес. С них и началась моя «История Украины».
Половецкие «бабы» послужили лишь отправной точкой в моем «путешествии во времени», дальше все пошло по принципу снежного кома. Чем больше я узнавал о наших древних предках, тем больше хотелось узнать и о других народах, населявших Украину. Историческая тематика оказалась безумно интересной, это как сбор пазла. Так, например, если проанализировать быт и обычаи цивилизаций или племен, населявших территории современной Украины, то мы обнаружим, что абсолютно все они передали нам, современным украинцам, свои характерные черты и обычаи, над происхождением которых мы сегодня практически не задумываемся. Так, например, от половцев мы позаимствовали шаровары, козацкую саблю, кашу кулеш, кобзу и многие другие предметы. Трипольцы оставили нам орнаменты. А уж что говорить о скифах…
- Как пришло решение создавать «Историю Украины» в жанре художественного арт-фото? Были ли другие варианты реализации проекта?
- Само решение пришло, можно сказать, внезапно. Но поначалу не было понимания того, как реализовать концепцию презентации древней истории с использованием фото. От мысли представлять каждую эпоху в виде обычных фотографий глиняных черепков и доисторических косточек я отказался сразу - такой подход не вызвал бы особого интереса у зрителя.
Таким образом, своеобразным методом исключения я решил визуализировать исторические эпохи в виде фотоколлажей. Тем самым был найден ответ на вопрос «Как?». Следующим вопросом был «Что?» - что изображать на снимках, какие сюжеты брать за основу? В данном вопросе, конечно, помогали и помогают книги. Все образы, отраженные в «Истории Украины», я беру из книг, как художественных произведений, так и научных трудов. Поэтому все сюжеты, которые представлены в моих работах, основаны на реальных исторических событиях, которые происходили на территории современной Украины.
- Консультировались ли вы с историками перед началом работы над проектом?
- Куда же без этого. Одна из самых важных частей работы – установление контакта с учеными, которые являются специалистами по тому или иному периоду истории. К слову, сотрудничая с ними, сделал для себя неутешительный вывод: практически все наши историки, археологи, научные сотрудники не имеют возможности донести результаты своих трудов до общественности. Да и у населения нет массового запроса на изучение собственной истории. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что государство не оказывает должной поддержки ученым, не проявляет заинтересованности в историческом ликбезе для своих граждан. Так и выходит, что в нашей стране много накопившихся ценных исторических знаний, которые мало кому нужны.
- Как доставался «реквизит» для съемок – артефакты, костюмы, этнические узоры? Насколько трудоемкой была работа над первыми частями проекта?
- Список необходимых артефактов и другого реквизита составляется по мере проработки очередного сюжета для фотографии – здесь неоценимую помощь оказывают литература и ученые-историки. Если есть необходимость задействовать аутентичные предметы, находящиеся в музейных экспозициях, я договариваюсь о съемке с администрацией музеев. Как правило, съемка проходит на платной основе. Дороже всего эта услуга стоит в музеях Киева. Порой мне кажется, что при съемке столичных экспозиций можно оставить целое состояние, отсняв лишь незначительную часть необходимых для работы предметов.
В то же время, некоторые музеи, услышав о проекте, пытаются помочь: хотя бы контактами нужных людей и полезными советами.
В любом случае, я благодарен всем музеям Украины за возможность увидеть и отснять поистине редчайшие вещи!
- Как выбирались «модели» для серии фото, посвященных палеолиту?
- Это отдельная история. В проекте «Поздний палеолит» принимает участие мой друг и вся его семья. Этот фотопроект изначально подразумевал участие «живых» людей. В качестве «модели» я выбрал моего друга Алексея Бутенко, обладателя характерной, так сказать, внешности. А во время обсуждения деталей съемки к нам подключилась его супруга Татьяна. В результате получился «семейный фотосет» с запланированными сюжетами и сценами.
Сама же съемка проходила в несколько этапов, каждый из которых занимал полноценный рабочий день. В итоге мне удалось сформировать большой банк эмоций своих героев, а также отдельно подготовил разные положения тел моделей: при беге, прыжке, занятии каким-то делом и так далее.
- Можно ли говорить о том, что представленные на фото сюжеты аутентичны древним прообразам?
- Думаю, можно с большой долей уверенности. Однако я оставляю за собой право на неточности, поскольку преследую цель общей образности и художественности.
Тем не менее, при разработке концепции для той или иной эпохи зритель не увидит тех предметов или орнаментов, которых не было в то время. К таким деталям я подхожу очень тщательно.
- В скольких выставках поучаствовали работы первой части проекта? Какими были отзывы коллег-фотографов, историков, зрителей?
- Перед тем, как начались выставки, меня тоже очень интересовало, какими будут отзывы! Да, опасение того, что публика отвергнет или не поймет тему, действительно имело место. Тем приятнее было слышать позитивные отзывы на проект в разных уголках Украины, где состоялись выставки. Как выяснилось, зрителя интересуют не только сами работы с точки зрения художественности, но и сама история Украины. Поскольку каждая из работ «Истории…» основана на конкретном историческом сюжете. При этом посетители выставок с удовольствием слушали рассказы об эпохах, отраженных на фотоработах.
- Какую реакцию на фотопроект от зрителей вы ожидаете?
- Конечная цель фотопроекта заключается в том, чтобы напомнить тем, кто забыл, и дать понять тем, кто не знал, что одна из базовых ценностей нашей страны заключается в ее истории. Формирование богатства и успешности страны всегда начинается с умения ценить и беречь ее прошлое. Поэтому я надеюсь на то, что «История Украины» сможет пробудить у наших сограждан интерес к минувшим векам и людям, которые в них жили, и сформирует правильное представление о ценности истории своей страны.
- Есть ли у вас планы по совмещению арт-фотографий «Истории Украины», например, с экспозициями музеев?
- Конечно. Например, исторический музей города Днепр имени Дмитрия Яворницкого пригласил в гости с проектом «Половцы», в рамках которого будет представлена экспозиция по половецкой эпохе. К слову, именно в днепровском историческом музее находится самая большая коллекция половецких каменных изваяний. Эту коллекцию «каменных баб» я бы хотел выделить особо. Кроме того, стоит отдать должное и сказать глубокие слова благодарности сотрудникам музея за их огромнейший вклад в развитие музейного дела Украины.
- Как продвигается работа над следующими этапами проекта?
- Готовится создание серии работ по неолиту – историческому периоду, охватывающему период четвертого-десятого тысячелетий до нашей эры. Герои этой части проекта – племена охотников и рыболовов днепро-донецкой и буго-днестровской культур. Планирую, что первые фотоработы серии зрители смогут увидеть уже в начале 2018 года.
Автор: Василий Петренко