Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Что мешает нашей креативности?

Что мешает нашей креативности?

Решите задачку на креативность. У вас есть свеча, коробок спичек, коробок кнопок. Как прикрепить свечку к стене?

Пока вы думаете над решением, поговорим о работе мозга, недавно вышла книга «Преломление. Наука видеть иначе». Автор Бо Лотто рассуждает, что же мешает нам творчески, нестандартно мыслить и без труда справляться с задачами на креативность.

Исследование о свободной воле человека

Для понимания, как работает мысль, обратимся к эксперименту американского психолога Бенджамина Либета. В начале 1980-х годов он выяснил, что у человека нет… свободной воли. Но нам важен не столько вывод, сколько данные о работе мысли.

На головах участников закрепили специальные электроды. Затем испытуемых попросили пошевелить левым или правым запястьем. Прежде чем совершить действие, человек должен был подать сигнал, что он собирается сделать. Специальный прибор измерял три разных показателя: первый — момент, когда нейроэлектрический сигнал обозначал, что в мозге участника принято решение; второй — момент, когда человек принимал решение осознанно; и третий — момент, когда он совершал движение. Результаты шокировали: в среднем «потенциал готовности» коры головного мозга испытуемых был зафиксирован за 400 миллисекунд до того, как было принято решение пошевелиться, которое, в свою очередь, предваряло само движение еще на 200 миллисекунд.

Иными словами, между моментами, когда нейронная сеть принимает решение о действии и когда мы узнаем об этом, существует временной интервал. Получается, что исследования Либета опровергли утверждения о том, что мы отвечаем за собственные идеи и решения. Его эксперименты говорили о том, что мы не контролируем собственную жизнь, а только наблюдаем за ее течением.

Казалось бы, это исследование утверждает, что умение нестандартно мыслить либо дано человеку, либо нет. Получается, что творческие идеи приходят «сами по себе». Или на этот процесс все же можно повлиять?

«Будущее прошлое»

Профессор Лондонского университета, нейробиолог Бо Лотто не отвергает исследования Либета, но при этом считает, что в определенных обстоятельствах мы все же можем взять жизнь в свои руки и начать управлять собственными решениями. Контроль над жизнью — это способность, которую можно развить. А вместе с этим можно развить и способность мыслить творчески!

Снова обратимся к исследованиям мыслительной деятельности человека. После эксперимента Либета многие нейрофизиологи исследовали силу воли человека. Саму суть выводов американского ученого опровергнуть никто не смог, но корректировки все же были. Действительно, мы не контролируем то, что делаем прямо сейчас, а находимся под влиянием рефлекторной реакции. В это сложно поверить, потому что кажется, что все наши действия продиктованы нами, но речь идет о миллисекундах, поэтому мы и не ощущаем «зазора» между решением и действием.

Все ощущения — это наше восприятие прошлого, наш опыт. Вкусно пахнут цветы? Это чувство базируется на нашем опыте, для другого человека, вполне возможно, этот запах будет противен (потому что его жизненный опыт совершенно другой).

Получается, что если мы изменим свой прошлый опыт, то настоящее тоже изменится. В этом смысле наше прошлое становится для нас будущим. Возможно ли его изменить?

Сила вопроса «Почему?»

Вернемся к нашей задаче про свечу, чтобы проиллюстрировать вышесказанное. С чего вы начали рассуждения? Как применить спички? Или как использовать кнопки? Перейдите к вопросу: «Почему я думаю только о спичках (или кнопках)?». (Ответ вы найдете в конце статьи).

Мы забываем, что главное — это не информация, а понимание. Последнее достигается благодаря вопросам. Спрашивая, мы уже не считаем непреложной истиной то или иное явление. Если мы не задаемся вопросом «Почему?», то имеем лишь один ответ, и нет никаких шансов, что появится другой. При этом научиться постоянно задаваться этим вопросом нелегко, особенно в то время, когда информация считается приоритетной.

Взять, к примеру, видеоконференцию TED. Вы не задумывались, почему она так популярна? Короткие ролики не столько дают новую информацию, сколько заставляют людей… задуматься, задавать себе вопросы. Хорошие вопросы раскрывают и строят связи точно так же, как мозг, выстраивая реальность.

Что такое творчество

Вопросы ведут к сомнениям, а сомнения, в свою очередь, — к большим и крошечным революциям в технологиях или обществе. Исследования мозга показали, что «гениальность» проистекает из простого умения усомниться в правильном убеждении. И это очень хорошо видно на примере истории Розеттского камня.

Розеттский камень — это плита, найденная в Египте и испещренная иероглифами. Много лет ученые считали, что эти символы — знаки, обозначающие какие-то понятия, пока Жан-Франсуа Шампольон не подверг сомнению это утверждение и не предположил, что они обозначают звуки слов из коптского языка. Так удалось расшифровать эти иероглифы.

Обычно мы считаем, что творчество — это тот самый момент озарения, когда две идеи, казавшиеся когда-то далекими друг от друга, вдруг стыкуются. Мы думаем: «Ничего себе! Как это получилось соединить? Я бы никогда в жизни не догадался!» И чем дальше, на первый взгляд, друг от друга некие идеи, тем гениальнее мы считаем того, кто догадался их объединить. Как показал пример с Розеттским камнем, чтобы понять, как все обстоит на самом деле, нужно отмахнуться от мифов и изучить механизмы восприятия.

С вопроса начинается «поиск», путешествие в неизведанное. Самый глубокий поиск стартует с вопроса «Почему?», особенно когда мы сомневаемся в том, что считаем истиной. Поскольку все истины в вашей голове — это тесно связанные убеждения, измените их, и вы трансформируете всю систему. Это означает, что следующий шаг в новое поле возможностей будет «творческим». Здесь начинается выбор, и, делая его, вы начинаете менять свое будущее.

У человека с творческим мышлением выше уровень активности коры головного мозга. То есть там содержится больше идей, генерирующих больше тепла, — как вообще, так и в моменты «вдохновения». Это потому, что сеть соединений расширяется, образуется больше связей и взаимодействий. Также снижается действие сдерживающего фактора, то есть голос у вас в голове, который любит кричать «Не смей!», звучит гораздо реже и тише.

Творчество — очень простой и доступный процесс. Он касается изменения поля возможностей, а чтобы это произошло, нужно засомневаться в своих убеждениях, ограничивающих это поле. При этом делить мир на «творческих» и «нетворческих» людей — заблуждение, равно как и относить себя к какой-то из этих групп.

Как же прикрепить свечу к стене?

Посмотрите еще раз на картинку в начале статьи. Кнопки лежат в коробке, поэтому мозг идет по пути наименьшего сопротивления и предполагает коробку как контейнер, в который можно что-то положить. Однако она способна оказаться чем угодно, если вы допустите возможность, что она может быть чем-то еще. Следовательно, когда вы посмотрите на вторую картинку, где кнопки вытряхнули из коробки, это освобождает вас от первого допущения (коробка — это контейнер), и новое убеждение (коробка — это полочка) становится вероятным. 

Как видите, ответ довольно прост. Достаточно было спросить себя: «Почему коробочка не может быть чем-то иным?» Вопросы, начинающиеся с «Почему?», приводят к удивительным открытиям, особенно когда это «Почему?» бросает вызов непреложной истине.

Подготовлено по материалам книги «Преломление. Наука видеть иначе».

источник



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

1149
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...