Ореховый спас 29 августа 2018: история праздника, традиции, обычаи и приметы
Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.
Что за праздник
Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.
Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.
Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.
Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.
Спас Нерукотворный
По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.
С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.
По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.
Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.
Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.
До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.
Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.
Традиции и обычаи
Освящение яблок
В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.
В старину ходили такие пословицы: "Третий Спас — хлеба припас", "Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас".
Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.
Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.
На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.
Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.
Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.
Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.
В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.
Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.
Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.
Приметы
Существовало множество примет и обрядов, связанных с Ореховым Спасом. К примеру, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.
По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.
Созревший и вкусный орех — к большой любви, горький — любимый будет изменять, если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой — быть беде.
С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права – по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.
Колодцы по обычаю освящали 29 августа.