Манипуляция людьми происходит каждые 8 минут
Самые популярные манипуляторы человеческим мнением - рекламщики. По статистике, они каждые 8 минут учат общество: что надо делать, чем пользоваться, что любить… На втором месте стоят политики, потом представители СМИ.
Чем же полезны манипуляции:
- они незаметны;
- всегда дешевле «прямых» воздействий или боевых действий;
- любые манипуляции воспринимаются исключительно как рекомендации. Поэтому все действия, которые пользователь предпринял на основе этих манипуляций, возлагают ответственность исключительно на него, как на лицо, принявшее решение. Или на непосредственного исполнителя товара, услуги, действия. Сам манипулятор чаще всего остается в стороне!
Давайте рассмотрим самые популярные технологии манипуляции общественным мнением в СМИ:
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
Использование общепринятых стереотипов и определений, принятых обществом, как аксиома. В качестве таких примеров выступают «Все цыгане воруют», «Все русские пьют», «Все чиновники коррупционеры» и другие. Использование такого шаблона позволяет ньюсмейкеру накладывать его на любого человека, упомянутого в выбранном контексте.
ПЕРЕНОС МАСКИ
Выдача информации в жесткой связке с каким-то общеизвестным фактом. Например, если все знают что лиса хитрая и воспринимают ее именно так, то заголовок «Лиза Киселева - лиса отечественного маркетинга» уже до прочтения статьи настраивает читателя на характер героини. В качестве переноса может выступать как положительные, так и негативные качества.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Использование авторитетных лиц (звезды шоу-бизнеса, известные политики и др.) или образов, вызывающих доверие (врачи, полицейские, дети) при изложении информации. Примером служит реклама массажеров людьми в белых халатах, которые, возможно, не имеют отношения к медицине. Кандидаты на какие-либо государственные должности, которых рекомендовали известные певцы и актеры получали значительно больший рейтинг.
ПОДМЕНА ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Способ замены названий синонимами в выгодной интерпретации или выбор определения с противоположных точек зрения. Например, «оккупант - освободитель», «диктатор - жесткий руководитель», «рухлядь - раритет». Человек с большим уважением относится к разведчикам, но презирает шпионов, хотя, по сути, это одно и тоже…
ПРАЙМИНГ
Способ подачи информации, который заранее настраивает как себя вести. Например, полупустой стакан кажется менее привлекательным, чем если он наполовину полон; 15 кажется меньше чем полтора десятка; проект, обещающий 80% успеха привлекательнее, чем проект, риски которого составляют 20%.
ОДНОСТОРОННЯЯ ПОДАЧА
Изложение материала с акцентом исключительно либо в одну, либо в другую сторону. Например, при тестировании бытовой техники, указать только ее положительные качества (скорость, производительность, дизайн, легкость управления), умолчав о каких-то негативных параметрах (повышенный шум, большая потребляемая мощность, хрупкость, работа только от сети 125 В, др.)
СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТОВ
Подача материалов в выгодном свете. Например, "не национальная валюта рухнула, а доллар подрос".
АВТОРИТЕТНЫЕ ССЫЛКИ
Использование в материале ссылок на источники с высокой долей доверия и авторитета повышает доверие к излагаемым фактам. Таким источниками могут быть социологические и научные исследования, сообщения информационных фондов и центров, иные статистические данные и даже обычная фраза «По мнению большинства граждан…»
ЧИСТОЕ ВРАНЬЕ
Выдача заведомо ложной информации под видом истины.
МАСКИРОВКА ЛЖИ
Разбавление реальных фактов какой-либо ложью. В результате ложь воспринимается как правда, которая мало кому известна.
ВЫРВАННЫЙ КОНТЕКСТ
К этому способу относятся цитаты, вырванные из контекста каких-то авторитетных источников. Наиболее популярными источниками являются Библия, Уголовный кодекс, интервью известных людей.