В культуре каждого народа существует понятие прекрасного. Особенности эстетического восприятия отражаются не только в искусстве, но и в повседневной жизни, а также помогают понять внутренние мотивации и мировосприятие данного народа. Почему китайские художники традиционно не рисовали объект с натуры? И где на китайских картинах дао?
Чтобы ответить на эти вопросы, Анастасия Потиевская предлагает взглянуть на мир глазами китайцев и понять, что для них красиво, а что нет.
Природа и человек
«Ученый муж созерцает водопад», Ма Юань. Источник: Metropolitan Museum of Art
При словосочетании «китайская традиционная эстетика» воображение рисует капли воды на листах лотоса, высокие скалы, теряющиеся в тумане. И все это немного зыбкое, скрывающее многослойные образы и смыслы. Изображение природы является одним из основных мотивов китайского искусства, разительно отличающегося от европейской традиции, которая воспринимала человека, как продолжение божественного, а значит центрального и совершенного элемента мироздания. Китайская традиционная эстетика — это красота образов, чувств и ощущений, не видимых глазу.
Природа по-китайски переводится как цзыжань (自然 zìrán) - (также возможен перевод 大自然 dàzìrán – естественный, природный мир), что имеет также значение «естественный, происходящий без вмешательства человека». В китайской традиционной эстетике отношение к природе сформулировано в принципе «человек и природа – одно целое» (天人合一). Здесь человек не противопоставляется природе, не воспринимается ни ее венцом, ни рабом, а просто является одним из неотъемлемых компонентов этого мира, так же как и природа является частью его самого.
В этой взаимосвязи скрепляющий элемент – это дао (道 dào), основа всего живого, пришедшая из небытия, источник красоты и, собственно, сама красота, а также основополагающий концепт философии даосизма. Конфуцианство также подчеркивает единство человека и природы, их гармонию и согласованность, но все же больше фокусируется на межличностных отношениях и воспринимает природу в контексте именно человека и эстетики повседневной жизни.
Даосизм относится к человеку как к части природы (это отражается в китайской медицине) и выдвигает идею о том, что человек должен наблюдать изменения в окружающем мире и следовать им. Элементы окружающего мира, такие как огонь и вода, являются частью человека, а их дисбаланс приводит к болезням. Восприятие человека как составного элемента окружающего мира пропитывает всю китайскую традиционную культура и находит отражение даже в китайском языке. Например, дыхание (气 qì) имеет также более абстрактное значение жизненная энергия ци.
Энергия пустоты
«Пейзаж по мотивам старых мастеров», Дун Цичан (1630). Источник: metmuseum.org
Однако дао является не единственным источником прекрасного, кроме него есть еще и шэнь (神 shén) – дух или энергия, еще одна составляющая человека и мира в целом. Шэнь невидим, однако дает жизнь всему окружающему пространству. А он, окружающий мир, в свою очередь прекрасен, так как обладает этой жизненной силой и является ее реальным воплощением во всем многообразии форм и их отсутствии.
А теперь вспомним традиционные китайские картины. С точки зрения европейской эстетики они кажутся пустыми – много белого, незаполненного пространства. Но всмотритесь получше – это вовсе не пустые пятна, это именно шэнь и дао заполняют картину.
Главной целью традиционной китайской картины является передача не конкретной формы, а именно шэнь. Поэтому простое отражение реальной формы окружающего мира на хосте не являлось целью китайских художников, но форма, отраженная в разуме человека, приобретает ценность и красоту, так как наполнена энергией и чувствами художника.
Творческий процесс
Каким образом они это делали? Художник увидел красивый пейзаж, он смотрит на него, любуется, ощущает, как дует ветер, как шелестят деревья и журчит река, слышит пение птиц и чувствует себя частью этого момента, постепенно утрачивая собственное субъективное «я», при этом не придавая особого значения детальности.
Это называется уво лянван (物我两忘), что дословно можно перевести как «забыть и себя, и все вокруг». Данный принцип использовался во всех областях китайского искусства и означал, что во время создания произведения искусства художник абстрагировался и от себя и своих личных переживаний, и от формы и главной темы своей работы, стирая и границы собственного восприятия, и внешних составляющих предмета. После художник возвращался домой и рисовал то, что почувствовал, передавая в своих работах ту жизненную силу, которую ощущал, растворяясь в окружающем мире.
Такой подход использовался при создании не только картин, но и стихов, музыки, скульптуры. Поэтому, когда вы читаете китайские стихи о деревьях, лодке или реке, прислушайтесь к ощущениям, возможно, описание дерева – это рассказ о несчастной любви или тоска по дому. Оценивая то или иное произведение искусства, китайцы руководствовались не его внешней формой, а способностью автора передать впечатление, настроение, а также присутствие в картине дао и шэнь. Если есть, то она красивая, а если нет, то уже не очень. Вообще, из этого следует, что абстракционизм, появившийся в европейском искусстве больше столетия назад, составляет основу китайского искусства и эстетического восприятия уже несколько веков.
Китайское искусство многогранно и не ограничено привычными нам объектами искусства. В следующей статье мы расскажем вам, чем прекрасны традиционные китайские парки, почему там сложно потеряться и как в них отразилось эстетическое восприятие природы китайцами.
Источники:
• 胡鹏林,韩文革(2013)天人合一与中国美学精神,武汉理工大学学报(社会科学版),第26卷第6期,932-938页
• 吴艳华(2010) Chinese and Western Philosophy on Man and Nature,《科技信息》,22期 ,538-541页
• Nature in Chinese Culture (2004), Department of Asian Art, The Metropolitan Museum of Art
Для заглавной иллюстрации использована картина Ма Юаня «Обратное течение Хуанхэ» (黄河逆流). Источник: Wikimedia Commons