Ткани для самодельных масок взяли на тест-драйв и выявили эффективные
Считается, что вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, попадает в организмы своих жертв через органы дыхания. Излюбленный «транспорт» коронавируса — мельчайшие капли жидкости, вылетающие на волю при кашле и чихании зараженного человека.
Капли могут быть различных размеров. Самые крошечные из них, попадая в газовую среду, образуют аэрозоли — дисперсные системы, в которых жидкость может парить в воздухе часами, как, например, в тумане. Через промежутки между волокнами тканей, капли могут проникать к носу и рту, проводя с собой нелегального пассажира в «короне».
Большинство экспертов в мире соглашаются, что эффективно задерживать аэрозоли могут маски №95. Но в почтовый ящик их обычным гражданам почему-то никто не подбрасывает, как и обычные медицинские маски. Поэтому у нас в огромных масштабах развернулось производство защитных масок из подручных материалов.
Маска N95
Пока в споре «носить или не носить», устроенном организациями здравоохранения и управляющими структурами, не поставлена жирная точка, маску лучше все-таки иметь про запас. Чтобы изделие, помимо декоративной функции, выполняло функцию защитную, ученые из Чикагского университета устроили различным тканям аэрозольный тест-драйв. Результаты эксперимента
Установка генерировала капли жидкости размером от 10 нанометров до 6 микрометров. Вентилятор придавал частицам жидкости скорость, с которой они покидали бы нос и рот чихающего человека. На пути летящего аэрозоля исследователи устанавливали различные сочетания разных видов тканей и замеряли количество капель до и после прохождения слоя материала.
Оказалось, что один слой плотной хлопчатобумажной ткани в сочетании с двумя слоями шифона или натурального шелка задерживают столько же капель, что и пресловутая маска N95. Количество пойманных частиц аэрозоля составило 80−99%, в зависимости от размера капель. Хлопок в данной комбинации создавал механический барьер, а шифон или шелк формировали электростатическую преграду для молекул воды. Ученые предупредили, что малейшие щели в тканевом барьере вдвое сокращают его эффективность.