Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Легенды о графическом интерфейсе.

Легенды о графическом интерфейсе.
В этом году исполняется 20 лет с того времени, когда символьные компьютеры начали оснащаться графическими оболочками и операционными системами со встроенными графическими интерфейсами. Давайте вместе с eWeek вспомним героев нашего поколения.

Microsoft DOS

Как известно, уже в 1991 г. персональные компьютеры в основном работали под управлением операционной системы Microsoft DOS, последним достижением которой стала версия 6.22. Правда, энтузиасты и впоследствии выдирали DOS 7.0 из инсталляций с графической оболочкой, но это быстро прошло. Сегодня наличие графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface, GUI) считается само собой разумеющимся в ОС и приложениях. Тогда GUI и ОС были еще отдельными продуктами. MS DOS работала в 16-битовом символьном режиме и не имела встроенных мультизадачных способностей. Она также использовала папочную 16-битовую файловую систему FAT, которая использовалась и на дискетах, и на жестких дисках, и имела 11 символов для имени и расширения файла в формате «8.3». Программеры того времени долго еще говорили «директория» и морщились при слове «папка». Кроме Microsoft DOS, IBM также имела свою версию, PC-DOS, которая предназначалась для ее же персональных компьютеров PS/2. Digital Research, которая стартовала раньше всех с предшественницей DOS операционной системой CP/M, также выпустила собственную DR-DOS, которая затем перешла к Novell и позже к SCO. Ничего не могу сказать сравнительного о DR-DOS, но вот с CP/M мне пришлось работать довольно долго на управляющих компьютерах и особенно хороши были ее специальные библиотеки для работы с внешними модулями сбора информации и формирования управляющих воздействий. Звезд с неба эта ОС не хватала, но была исключительно надежной и быстрой — по крайней мере для задач автоматики.

Quarterdeck DESQview

Разработанная Quarterdeck Office Systems, DESQView одно время была распространенной оболочкой для DOS, которая обеспечивала примитивный многозадачный режим для приложений (программеры цедили сквозь зубы: малтитаскинг»). Это позволило популярным тогда приложениям, таким, как Lotus 1-2-3, WordPerfect и Harvard Graphics переключаться между собой. В сочетании с легендарным менеджером памяти QEMM на РС с процессорами Intel 286, 386 и 486 это позволяло использовать более стандартных для DOS 640K памяти и резидентно держать в ОЗУ сразу несколько работающих программ. Однако DESQView, которая была выпущена в июле 1985 г. (всего за несколько месяцев до выпуска Windows 1.0) не являлась исторически первым переключателем задач для PC. Как часто бывает, пионер — IBM TopView — никогда особенно не пользовался популярностью. Но и DESQViewв 1990 г. скоро уступила в соревновании Windows 3.0, которая имела встроенные средства истинной, хотя и не приоритетной многозадачности. К 1992 г. Quarterdeck тоже сделала полноценную версию GUI — DESQView/X, но к тому времени уже было слишком поздно — Microsoft захватила рынок и ОС, и GUI своими DOS, Windows 3.1 и Office.

Microsoft Windows 3.0

Microsoft вывела на рынок первую версию Windows в конце 1985 г., но дела компании шли не слишком успешно вплоть до 1990 г., когда была выпущена версия 3.0. Она имела много ключевых усовершенствований, и самое важное — использование виртуальных памяти и драйверов. В третьей версии появился защищенный режим приложений для 286 и 386 процессоров, которые теперь позволили Windows доступ к нескольким мегабайтам памяти, используя диспетчер памяти DOS EMM386. Стив Балмер лично участвовал в рекламе Windows:
Кстати, Windows 3.0 была далеко не так сложна, как ее тогдашний конкурент IBM OS/2. Она победила из-за превосходного маркетинга Microsoft и его способности заставить программистов писать тысячи приложений на любой вкус и собственного MicrosoftOffice. В итоге к концу 1990 г. компания продала уже более миллиона копий Windows 3.0.

IBM OS/2 2.0

К концу 1991 г. IBM посчитала необходимым провести генеральный пересмотр своей графической операционной системы OS/2. Версия 2.0 была существенным явлением, потому что, в отличие от DOS и Windows, представляла собой полноценную графическую ОС — мультизадачную, многопотоковую и приоритетную, предназначенную для 386 процессоров, где она работала в 32-битовом защищенном режиме — в отличие от 16-битовой модели совместно используемой памяти, реализованной в Windows. Благодаря этому «вторая полуось» была чрезвычайно устойчивой операционной системой по сравнению с Windows 3.0 и DOS, известным своими крэшами в течение первых лет развития PC GUI. В отличие от Диспетчера Программ (Program Manager) Windows 3.x, PS/2 включала «родной» объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. WorkPlace Shell (WPS), который позволял программам, написанным специально под него, многократно использовать компоненты ПО. В определенном смысле OS/2 и WPS, как считают и сегодня, более продвинуты в техническом плане, чем аналогичные средства, используемые в современных версиях Windows. По сути, только MacOS AppleX и KDE Linux 4 почти достигли полной объектной ориентированности. Но рынок есть рынок, и если основная масса покупателей предпочитает невысокую цену техническому совершенству и програмистским изюминкам, то они, согласно законам бизнеса, правы. OS/2 также известена как первая ОС для персонального компьютера, имеющая встроенные средства виртуализации. Это позволило создавать виртуальные DOS-машины (Virtual DOS Machines, VDMs), у каждой из которых могла быть собственная конфигурация, так, как будто они работали на различно сконфигурированных персональных компьютерах. И как многозадачное DOS-окружение, OS/2 также была лучшей в своем классе. Вторая версия OS/2 была способна работать с программами, написанными для Windows 3.0. Историки отрасли сходятся на том, что это стало и благословением, и проклятьем. OS/2 управляла приложениями Windows лучше, чем сама Windows, поскольку могла запускать программы в защищенных областях памяти, препятствуя им мешать друг другу. Но именно потому, что это было реализовано, у программистов было мало желания создавать «родные» приложения специально под OS/2. Поэтому, хотя OS/2 2.0 технически превосходила DOS и Windows 3.0 буквально в каждом аспекте, она не смогла занять подобающего ей места — из-за слабого маркетинга, ограниченной поддержки драйверов устройств, и того, что ей требовалось большее количество весьма дорогой тогда памяти для работы, чем типичному PC Windows. Следовательно, ее позиционировали для продвинутых пользователей и специализированных приложений, что очень сократило целевой рынок. В конечном счете, к середине 1990-х подавляющая часть ниши, которую заняла OS/2, была захвачена Microsoft Windows NT.

NeXT

Вышедший в 1989 г., NeXT попал в нашу компанию потому, что это одна из немногих технологий и операционных систем (кроме Windows и Office), которая все еще жива и до сих пор существенно воздействует на отрасль IT. Правда, в 1991 г. было принято считать, что это шаманская, дорогая ОС с фактически никакой долей рынка. Основанная на микроядре UNIX, с истинной 32-битовой многозадачностью и объектной ориентированностью, ОС NeXTStep считалась одной из самых продвинутых в свое время. Вплоть до середины 1990-х она была привязана исключительно к аппаратной части компьютеров NeXT, которые народ быстро окрестил «blackbox». Как известно, они были разработаны и выпускались компанией, которая была запущена Стивом Джобсом вскоре после его изгнания из совета директоров Apple в 1985 г. после выхода Макинтоша. NeXT не сопутствовал коммерческий успех в самостоятельном плавании. Компания прекратила производить компьютеры в 1994 г. и должна была уволить большинство своего штата. Но у нее действительно был внушительный набор средств разработки и ОС (OpenStep и NeXTStep). Все это представляло существенную ценность для переживающей тяжелые времена Apple, которая купила компанию в декабре 1996 г., а Стив Джобс после некоторой борьбы за власть в 1999 г. возвратился на пост исполнительного директора и президента AppleComputer. Технологии, которые Стив Джобс принес из NeXT, в конечном счете, развились в то, что мы теперь называем Objective-C, XCode и Interface Builder development environment, и, кроме этого, MacOS X и iOS, которые сегодня работают на современных Макинтошах, iPads, iPhones и iPods. Автор: Александр Черников


Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

00:01
497
RSS
02:39
Микрософт всегда была "в хвосте": http://toastytech.com/guis/guitimeline.html По поводу интерфейсов смотрим экранизацию книги "[url="http://www.amazon.com/Fire-Valley-Making-Personal-Computer/dp/0071358927"]Пламя в долине[/url]" под названием "[url="http://www.imdb.com/title/tt0168122/"]Пираты силиконовой долины[/url]" ( кто у кого что украл :-) ).
Загрузка...