Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Танки на колёсах

Танки на колёсах
Когда-то, в двадцатых—тридцатых годах ХХ в. бронеавтомобили имели приблизительно такое же вооружение, как и большинство танков: пушка малого калибра или пулемёт. При этом бронеавтомобили, незначительно уступая танкам в проходимости, существенно превосходили их по скоростным и манёвренным характеристикам. Вторая мировая война изменила всё. 

Броневики превратились практически исключительно в средство для разведки и связи, танки прибавили в весе в несколько раз, калибр их орудий стал не меньше, чем у полевой артиллерии, а скоростные и манёвренные характеристики значительно улучшились. И если бронеавтомобили по-прежнему были способны воевать только вдоль дорог, то танки стали воистину вездеходными. Сторонники колёсного хода питали надежды на то, что вскоре появится «колёсный танк», столь же хорошо вооружённый и способный действовать на труднопроходимой местности, как и гусеничные машины. Однако мечта эта воплотилась в реальность весьма нескоро.

Сенсационный AMX-10RC

Первый жизнеспособный современный «колёсный танк» было суждено создать конструкторам французской фирмы GIAT. В 1971 г. Этот гигант французского ВПК вывел на испытания трёхосный бронеавтомобиль, позже получивший обозначение AMX-10RC. 

Военные специалисты всего мира были буквально поражены. Ведь броневик был вооружён 105-мм пушкой МЕКА 105/48, которая по своим баллистическим характеристикам превосходила английскую танковую пушку L7, установленную на американских основных боевых танках М60 и немецких «Леопард-1», составлявших на тот момент основу боевой мощи сухопутных сил НАТО. 

При этом AMX-10RC мог развивать скорость до 85 км/ч при запасе хода до 1 000 км, а лёгкая алюминиевая броня защищала его от огня стрелкового оружия и сообщала запас плавучести, необходимый для преодоления водных преград. Движение на плаву осуществлялось с помощью водомётных движителей, аналогичных тем, что с пятидесятых годов устанавливались на советской легкобронированной технике вроде бронетранспортёров и лёгких танков. Мало того, гидропневматическая подвеска колёс позволяла изменять клиренс (дорожный просвет) броневика в пределах от 20 до 60 см. Увеличение клиренса позволяет бронемашинам улучшить проходимость по сильно пересечённой местности, а уменьшение даёт им возможность стать сравнительно низкими и не столь уязвимыми под вражеским огнём. 

Ходовая часть была спроектирована таким образом, что «колёсный танк» мог поворачиваться на месте, словно настоящий, гусеничный. AMX-10RC также оборудовали самой современной системой управления огнём: лазерным дальномером, баллистическим вычислителем, датчиками атмосферных параметров и датчиками, измеряющими скорость цели. Не забыли французы и о системе защиты от оружия массового поражения. Серийное производство броневика началось в 1979 г. в Руане. 

Для вооружённых сил Франции было произведено в общей сложности 284 AMX-10RC. Ещё 108 бронеавтомобилей GIAT произвела для армии Марокко и 22 - для Сингапура. В составе французских воинских частей и подразделений AMX-10RC приняли участие в целом ряде вооружённых конфликтов в бывших французских колониях в Африке, побывали в составе сил быстрого реагирования ООН/НАТО в Боснии и Герцеговине, а один эскадрон этих бронеавтомобилей участвовал в операции «Алоа», проводившейся под эгидой ООН в Албании. 

Эта во многом экзотическая операция была направлена на предотвращение гражданской войны в маленькой балканской стране, которая начала там разгораться после скандала, который вспыхнул из-за краха ряда финансовых пирамид, аналогичных печально известной российской МММ. Участвовали AMX-10RC и в операции «Буря в пустыне». Там они действовали на левом фланге англо-американской группировки в крайне тяжёлых условиях пустыни, ведя манёвренные боевые действия против иракцев. 

Хорошая система управления огнём позволила одерживать им победы над иракскими танками, но, в то же время, слабость бронирования, как было признано позже, привела к неоправданным потерям и со стороны AMX-10RC.

Пустынная «Рысь»

Успехи французских разработчиков бронетанковой техники, видимо, вдохновили на подвиги и их коллег из ЮАР. Там в 1976 г. Фирме «Сэндок - Острэл» был выдан заказ на разработку тяжёлого четырёхосного бронеавтомобиля, который мог бы совершать глубокие рейды в тылу анголо-кубинских войск и при этом вести эффективную борьбу с танками противника. 

В середине восьмидесятых годов на испытания вышли несколько опытных экземпляров машины, получившей название «Руикат» - в честь живущей в южноафриканских пустынях лёгкой и изящной рыси. 

Броневик, правда, получился весьма увесистый - 28 т, что почти вдвое больше, чем у AMX-10RC. Зато лобовая броня «Руиката» способна защитить его от огня 23-мм советских зенитных пушек ЗУ-23, которые столь широко использовались в сражениях на юге Африки для огня по легкобронированным целям. 

Испытания опытных образцов также показали, что корпус броневика надёжно защищает от воздействия противотанковых мин. «Руикат» сохраняет способность двигаться даже при подрыве двух колёс с одного борта. Отметим при этом, что на южноафриканской «Рыси» установлен двигатель мощностью 563 л. с. Это больше, чем у средних танков времён Второй мировой войны. Благодаря этому, массивный броневик на шоссе способен разогнаться до скорости 120 км/ч. 

Поскольку к тому времени военно-политическая обстановка на юге Африки значительно изменилась, и о возможности больших танковых боёв речь уже не шла, создатели «Руиката» решили довольствоваться пушкой GT4 калибра 76 мм. Впрочем, весьма мощной, созданной на базе итальянской корабельной зенитки, способной бронебойным снарядом на дистанции до двух километров пробить любой танк, состоящий на вооружении приграничных с ЮАР государств. 

Также оговаривалось, что для иностранных заказчиков разработан вариант со 105-мм пушкой. Серийное производство «Руикатов» началось в 1990 г. К началу нового тысячелетия для армии, освободившейся от режима апартеида, ЮАР было произведено порядка 300 броневиков с пушкой GT4. Также сообщалось, что пожелавший сохранить инкогнито иностранный заказчик приобрёл 28 «Руикатов-105».

Аппеннинский «Кентавр»

В 1984 г. на создание своего высокомобильного колёсного истребителя танков вдохновились и итальянцы. При этом речь шла именно не о бронированной разведывательной машине с мощной пушкой, а о колёсном танке, который заменит безнадёжно устаревшие американские М47 и М48, состоявшие на вооружении некоторых итальянских бронетанковых частей. 

Через три года получившие многомиллионный заказ фирмы ФИАТ и «ОТО Мелара» вывели на испытания четырёхосный броневик В1 «Чентауро» («Кентавр»), вооружённый 105-мм пушкой, по баллистическим характеристикам близкой ко всё той же L7. При массе 24,8 т он был защищён бронёй, которая спереди защищала от огня 20-мм пушек, а с бортов - от бронебойных пуль крупнокалиберных пулемётов. Броня - стальная, так же как и у южноафриканского «Руиката». 520-сильный двигатель фирмы IVECO, той самой, чьи грузовики в настоящее время зачастую можно встретить и на дорогах России, позволяет «Чентауро» на шоссе передвигаться на скорости до 108 км/ч. 

 Его пушка оснащена высокоэффективным устройством продувки ствола после выстрела. Башня расположена в задней части машины. На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнём фирмы «Галилео», в которую входят прицелы командира и наводчика с электронно-оптическим усилителем, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. С 1990 по 1996 г. для трёх бронекавалерийских полков итальянской армии было выпущено 400 «Кентавров». 

Позже заказ на 30 колёсных танков был получен от Испании. В 1992 г. восемь «Кентавров» отправились в Африку. Уже в ходе первых четырёх месяцев миротворческой операции войск ООН в Сомали семь итальянских бронеавтомобилей «Чентауро» намотали по африканским шоссе и бездорожью 8400 км. 

«Кентавры» широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. За всю компанию достойных целей для их 105-миллиметровых пушек так и не нашлось, зато панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения оказался очень полезным. 

«Чентауро» часто применяли как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в полукилометре от дороги, и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные её проявления итальянские патрули. 

У одной машины по прибытию в Африку вышел из строя двигатель. Зато семь остальных активно включились в противопартизанские операции. Противник был плохо обучен и слабо вооружён, но вскоре выяснилось, что бортовая броня «Чентауро» не выдерживает обстрела бронебойными пулями из пулемётов ДШК, не говоря уж о гранатах РПГ. Итальянцы срочно заказали у британской фирмы «Ройал Орднэнс» двадцать комплектов дополнительного бронирования ROMOR-A, половина которых ушла на оснащение сомалийских «Кентавров», количество которых под занавес операции «Рестор Хоуп» как раз достигло десятка.

Лучший на сегодняшний день

Появление новейших «колёсных танков» за рубежом заставило конструкторов фирмы GIAT в 1991 г. вновь встать к своим кульманам. Собственно, речь поначалу шла о создании целого семейства колёсных машин модульной конструкции. Работать планировалось в рамках европейской программы EVA в тесном сотрудничестве со штутгартским отделением фирмы «Мерседес». 

Планировалось создание оснащённого 800-сильным двигателем четырёхосного шасси массой до 34-36 т. Проходимость новых модульных машин должна была позволять им сопровождать на поле боя основные боевые танки «Леклерк». В итоге GIAT спроектировала бронетранспортёр, названный «Dragar Vextra». 

Машина имела алюминиевую броню, была способна перевозить до 11 полностью экипированных пехотинцев и вооружена 25-мм пушкой. Впервые она была продемонстрирована на салоне «Eurosatory» в июне 1994 г. 

Следующие два года бронетранспортёр интенсивно испытывали, в частности, измерив степень снижения бронированным корпусом поражающих факторов ядерного оружия. Побывав на так называемом Симпозиуме боевых бронированных машин в Великобритании, «Vextra» продемонстрировала своё превосходство над конкурентами по всем параметрам: скорости на местности, преодолении препятствий и манёвренности. 

Последнюю, отметим, обеспечивало уникальное техническое решение. Все оси «Vextra» сделаны управляемыми, при этом четыре задних колёса отклоняются при повороте в сторону, противоположную четырём передним. Тем не менее программа EVA была свёрнута, и тогда GIAT увидела в «Vextra» качественный продукт для продажи на экспорт. 

Было решено установить на это шасси в задней части корпуса модернизированную башню от AMX-10RC. Модернизация, правда, вышла столь глубокой, что на выходе получили новую башню со 105-мм пушкой G2. Новый броневик сначала испытали в самой Франции, в местностях с песчаными почвами, а затем отправили в ОАЭ. 

Там «Vextra-105» прошла по песчаным дюнам, каменистым местностям и асфальтированным дорогам, накалённым солнцем Аравийского полуострова добела, 1500 км, а также произвела из пушки 115 выстрелов по движущимся и неподвижным целям. По рыхлому песку машина двигалась с невероятной скоростью 50 км/ч, а на шоссе разгонялась до 120 км/ч. Через два месяца, в ноябре 1997 г., бронеавтомобиль вернулся во Францию с отличными результатами. 

 Дальнейшая судьба «Vextra-105» и машин из её семейства складывалась не лучшим образом. Французская армия по сей день довольствуется AMX-10RC, прошедшими несколько программ модернизации. 

Проявившие поначалу неподдельный интерес к «Vextra» арабы принялись капризничать и требовать установить на машину в варианте бронетранспортёра суперсовременные российские башни. Информация о том, чем эта история закончилась, до широкого читателя пока не доходила. Однако можно констатировать: фирма GIAT создала самый лучший на сегодняшний день «колёсный танк». 

В таких странах, как США, Россия или Германия, машины подобного класса вообще не производятся. Разумеется, не из-за неспособности создать нечто подобное, а в силу того, что их военные доктрины не предусматривают использование машин такого класса.

Источник



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

01:10
1774
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...