Катана и Вакидзаси. История японских мечей
Формирование японского меча, который на самом деле не меч, а более похож на саблю (так как заострен только с одной стороны и изогнут, когда клинок меча симметричный и обоюдоострый) - но и не сабля (ранние самурайские клинки были прямыми и походили на меч), происходило на протяжении периода Нара (710 – 794) и Хэйан (794 – 1195).
Японский меч сам по себе не является исконно японским, так как формировался под воздействием таких великих культур как китайская, корейская и многих других. В периоды Нара и Хэйан самурайский меч сформировался именно таким, каким мы видим его сегодня (по крайней мере большие из его разновидностей): изогнутый клинок из слоистой стали заточенный с одной стороны, и более-менее длинной, а также такой же изогнутой рукояткой. Конструктивные особенности самурайского меча (в частности Катана) определили путь развития владения самурайским мечом и сформировали классы пехотных и конных войск.
Являясь олицетворением жизни самураев ушедших времен, их обычаев и традиций, японский меч, как и много веков назад, развивался на протяжении всего времени. Это не просто боевой оружие - этот совершенный меч можно назвать настоящим произведением искусства! Меч являлся одной из древних регалей императора, был предметом ритуальным и даже считался магическим.
С появлением нового современного оружия место меча остается неизменным. Это своего рода символ Японии, его история, которая хранится и чтится.
Как известно самурай носил при себе два меча: основной и дополнительный (или запасной).
Катана (изогнутый японский меч) - это самый распространенный вид боевого оружия, в то же время он также являлся гражданским оружием самурая.
Длина клинка Катаны колебалась в пределах от 61 до 76 см, длина рукояти - около 30 см, толщина со стороны лезвия достигала толщины волоса и тоньше. Рукоять Катаны в большинстве своем деревянная, обтянутая кожей ската, акулы (чтобы не скользила в руках), либо тканью с обмоткой из шелковой тесьмы.
Гарда Катаны имеет в большинстве своем круглую или лепестковую, сложную ажурную форму, нередко украшалась резьбой или чеканкой, более дорогие экземпляры - вставками из драгоценных металлов (золота или серебра), слоновой кости. Ножны Катаны изготавливались из дерева магнолии, покрывались лаком (черным или цветным) и украшались накладками из бронзы. Часто в устье ножен могли располагаться маленькие ножи, для которых предусматривались специальные гнезда.
Рукоятки этих ножей декорировались в одном стиле с мечом. Ценные клинки всегда помечались подписью мастера, на некоторых ставилось число. Эксклюзивные клинки украшались гравировкой, исполненной резцом. Чаще всего узоры отображали обвивающих или грызущих копье драконов, гербы, девизы, реже – фигуры божеств.
Самым прекрасным предметом искусства для японца был клинок его меча. С давних времен этому оружию предавали огромное значение.
Катана как реликвия передавался от отца к сыну. Не зря говорят, что хорошее оружие обладает душой. Поэтому профессия кузнеца пользовалась небывалым уважением, даже знатные люди занимались этим ремеслом, доведя до совершенства процесс ковки и закалки клинков. Изготовление мечей – долгий и трудоемкий процесс, он мог занимать многие месяцы. Именно поэтому стоимость некоторых клинков доходила до баснословных размеров.
Катана – оружие, способное одним ударом избавить противника от головы. Чтобы облегчить рубящий удар, при этом сделав его более сильным, центр тяжести смещали ближе к острию.
Проверка готовой Катаны могла быть как поэтичной, так и драматичной. Первый способ заключался в том, что меч должен был перерезать лист, плывущий по реке. Второй способ – на живом человеке, чаще первом встречном нищем.
Культура использования Катаны довольно сложна. Повернуть ножны так, будто намереваясь обнажить меч, считалось вызовом. Демонстрация обнаженного меча считалась большим оскорблением, исключение – если это делалось с целью предоставить возможность друзьям оценить красоту уникального экземпляра. В этих случаях меч демонстрировали со стороны обуха, обращая лезвием к себе. Выдвигать клинок полагалось постепенно, любуясь им по частям; полностью клинок показывался только на большом расстоянии и по просьбе гостя.
После клинок следовало тщательно протереть специальным полотенцем и так же аккуратно вложить в ножны. Меньшие мечи снимались хозяином и гостем лишь в случае продолжительного визита.
Смертельным оскорблением (можно было расценивать как предложение сделать «харакири») считалось, если, разговаривая, положить меч на пол и толкнуть рукоять в сторону собеседника.
Войти в дом своего друга с мечом было непозволительно, и говорило о разрыве дружбы. Его следовало оставить слуге, причем последний должен был принять его шелковым платком. Затем меч помещали на особую подставку (Катанакакэ), которая находилась в почетном месте возле гостя, с правой стороны от своего хозяина.
Вакидзаси – короткий японский меч. Носили его в паре с Катаной в качестве короткого меча (в ранние периоды вместо Вакидзаси в паре носили кинжал Танто).
Общая длина Вакидзаси – 50-80 см, длина клинка – 30-61 см. Клинок – односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси носили на поясе лезвием вверх. Он всегда был при самурае.
Даже входя в помещение, если Катана оставлялся на катанакакэ или у слуги, Вакидзаси всегда оставался при своем хозяине, исключением было лишь длительное пребывание в гостях. Его часто называли «хранителем чести».
Вакидзаси использовался в качестве оружия, когда Катану нельзя было применить. Также при помощи Вакидзаси могло совершаться ритуальное самоубийство («сэппука»), если у самурая не было специального кинжала Кусунгобу.
Еще одним отличием от Катаны является то, что меч Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам, использующим его в качестве полноценного оружия.
Далеко не секрет, что в своей истории самурайский меч прошёл не одну гражданскую войну, а также был закалён огнём Мировых войн. В период становления японской армии и флота нередко можно было встретить боевые армейские мечи со старыми клинками, перенесёнными из великих самурайских мечей типов Катана и Вакидзаси.
Культура ношения мечей также претерпела некоторые изменения, поэтому мечи стали носить либо на кожаной петле, либо просто заткнув за пояс. Наиболее распространенной модификации является модификация с одной или двумя обоймицами (аси) на ножнах, помещённых в проходной кожаный чехол.
К примеру, Вакидзаси, приспособленный для использования во время второй мировой войны, в большинстве своём встречался со съёмным проходным чехлом из коричневой кожи, наличие которого предполагает армейское использование, снабжённым одной либо двумя обоймицами. Наличие двух обоймиц более характерно для подразделений морской пехоты. Кожаная петля, предназначенная для крепления меча в ножнах, обматывалась вокруг муфты рукояти (фути), а ремешок проходил через отверстие в гарде (цубе) и пристёгивался к походным ножнам.
Другими менее распространёнными модификациями являлись удаление куриката (ушко для шнура, закрепляющего ножны на поясе) и дополнение рукояти меча металической петлёй для темляка (сарутэ).
Позже (30е годы ХХ века) пришло время введения регламентированных образцов армейских мечей и традиционные мечи стали редкостью. Армейский устав по обмундированию не был суров, позволяя офицерам носить оружие по их предпочтению (в том числе фамильные мечи).
В отличии от армии, на флоте были более строгие правила. Существовали определённые образцы морского меча (Кю-гунто), декор которого зависел от ранга его обладателя.
На фоне обострения войны с Китаем и усиливающегося давления со стороны Запада, происходило возрождение японских традиций, подъём японского национализма, что выразилось и в повышенном интересе к традиционным японским мечам, самурайским мечам.
В результате такого обращения к истокам культуры возродился и катана, правда предстал он в современном обличии - с новой гарнитурой и клинками. Он мог иметь как современную гарду, муфту и набалдашник декорированные в одном стиле, так и старую традиционную гарнитуру.
К примеру, в период Сёва нередко встречалась латунная гарнитура с рельефным изображение сакуры или бамбуковых листьев; латунные муфты также поддерживали растительную тематику оформления меча. Катану периода Сёва часто ошибочно принимают за самурайские мечи. Клинки их обычно подписаны и, несмотря на масляную закалку, достаточно хорошего качества.
Но всё же, как бы не был хорош новый модифицированный Катана или Вакидзаси, качеств традиционных самурайских мечей им не перенять.
Они стали лишь средством ведения боя и военных действий часто были не регламентированы уставом. Сейчас они расцениваются как «пережиток военных лет» и не представляют особой ценности для японцев, за исключением некоторых экземпляров. Мечи же традиционного образца являлись не только образцом искусства японских мастеров оружия, но и, подобно произведениям искусства, являлись воплощением жизни самураев, а также несли в себе их культуру и традиции.