Наши отношения с мирозданием
Мы все едем на казнь в одной и той же телеге: как я могу кого-либо ненавидеть или кому-то желать зла? сэр Томас Мор, перед тем, как его обезглавили.
Вы не в силах избежать смерти. Где-то там, в будущем, вы обязательно встретитесь с ней и умрете. Это факт. Многие из нас боятся смерти и убегают от нее, причиняя себе массу неудобств. Но есть другой путь, и на этом пути именно смерть может стать нашим лучшим другом. Стать самым мудрым советником. Это понимание может в корне изменить жизнь любого человека.
Существует известное латинское изречение «mors certa, hora incerta» - «самое определенное в жизни - смерть, самое неопределенное - ее час». Действительно, чаще всего человеку не дано знать час своей смерти, и он думает, что это случится в далеком будущем. И по сути – считает себя бессмертным. А что может быть хуже бессмертия? В эпосе многих народов есть притчи, где самое тяжелое наказание - именно бессмертие. Вспомните «Вечного жида» Агасфера - когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, Агасфер крикнул ему из толпы «иди, иди», за что и был наказан бессмертием. Именно принятие факта смерти делает нас людьми и помогает проделывать этот путь, который называется ЖИЗНЬ.
Можно привести много примеров, когда человек полностью меняется, осознав, что он скоро умрет. Правда – часто бывает уже слишком поздно. Поздно, для того чтобы жить. Известный исследователь смерти доктор Кюблерр-Росс выпустила книгу «Смерть – последняя стадия роста», где собрала многочисленные примеры того, как сильно меняются люди, осознав неизбежность смерти. Так американский сенатор Пауль Цонганс, заболев неизлечимым раком, писал, что именно болезнь заставила его принять тот факт, что он когда-нибудь умрет. Он понял, что у человека есть потребность в духовном в независимости от того – болен он или здоров и за это понимание он благодарил свою болезнь – рак. Когда хирург Роберт М.Мак, узнал, что у него неоперабельный рак легкого, он был растерян и близок к отчаянью, но затем, приняв необратимость близкой смерти, он писал: «Я счастливее, чем когда-либо раньше. Эти дни на самом деле лучшие дни моей жизни», и добавляет: «Глубокая ирония человеческого существования в том, что многие из нас только после тяжелой травмы или даже при близости смерти узнают истинную цель существования и понимают, как нужно жить».
Идея использования смерти для изменения жизни успешно используется во множестве культур. Но, наверное, наиболее ясно и просто эту идею смог выразить Карлос Кастанеда.
Когда воина начинают одолевать сомнения и страхи, он думает о своей смерти. Мысль о смерти - единственное, что способно закалить наш дух.
Смерть находится везде. Она может принять вид зажженных фар машины, которая въезжает на холм позади нас. Она может оставаться видимой некоторое время, а потом исчезнуть в темноте, как если бы она покинула нас на время, но она опять появляется на следующем холме, чтобы потом исчезнуть вновь. Это огни на голове смерти. Она надевает их наподобие шляпы, прежде чем пуститься в галоп. Эти огни она зажгла, бросившись в погоню за нами. Смерть неуклонно преследует нас, и с каждой секундой она все ближе и ближе. Смерть никогда не останавливается. Просто иногда она гасит огни. Но это ничего не меняет...
К тому моменту, когда человек осознает устрашающую природу знания, он осознает и то, что смерть на этом пути – верный попутчик, незаменимый партнер, который всегда рядом. Смерть является главным фактором, превращающим знание в энергию, в реальную силу. Прикосновением смерти завершается все, и все, чего она коснулась, становится Силой.
Только принятие идеи смерти может дать воину отрешенность, достаточную для того, чтобы принуждать себя к чему бы то ни было, равно как и для того, чтобы ни от чего не отказываться. Он знает, что смерть следует за ним по пятам и не даст ему времени ни за что зацепиться, поэтому он пробует все, ни к чему не привязываясь.
Смерть - наш вечный попутчик. Она всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутой руки, и смерть – единственный мудрый советчик, который всегда есть у воина. Каждый раз, когда воин чувствует, что все складывается из рук вон плохо и он на грани полного краха, он оборачивается налево и спрашивает у своей смерти, так ли это. И его смерть отвечает, что он ошибается и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Его смерть говорит: "Но я же еще не коснулась тебя!"
В мире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения, И не важно, в чем будут заключаться эти решения. Ничто не является более или менее серьезным и важным, чем что-то другое. В мире, где смерть - это охотник, нет больших или малых решений. Единственное решение заключается в том, что воин должен встретиться лицом к лицу со своей неотвратимой смертью.
Те, кто обсуждают Катанеду, почему-то всегда забывают о том, что Карлос сначала потерял жену детей и родителей и после этого уже пошел в ученики к дону Хуану. Тоже самое донья Соледат и Лягорда. Позже выясняетсяся, что вообще все сосеры прошли либо через свою собственную смерть (пример с учителем, учителя дона Хуана) либо через совершенно опустошающие потери дорогих и близких людей. В таком случае у человека система отсчета совсем другая и разговор с ним совсем другой.
В Индии есть история о том, как Индра превратился в кабана и все попытки богов объяснить ему, что он глава божественного пантеона терпели неудачу. Он на все отвечал: "Какой пантеон? Какие Боги? Меня заботит благополучие моей свиньи и поросят". Тогда боги, которым позарез нужен был руководитель, убили его свинью, потом, всех его поросят, а когда он впал (как любой нормальный человек) в жуткую депрессию они убили и самого кабана. Разрезали его тушу и извлекли оттуда Индру. И он открыл глаза и сказал: "Мне снился страшный сон, как будто я превратился в кабана и живу по свински"
Ибн Сина писал вполне естественнонаучные труды до тех пор пока не попал в тюрьму, из которой он знал, что не выйдет до конца жизни. Тут он стал искать другой выход и обратился к метафизике. Т.е. человек, который более менее благополучен и как все потихоньку колотится как рыба об лед, не поймет и не захочет понять того, что ему говорят. Он еще не готов.
В "Отделенной реальности" дон Хуан говорит на эту тему так.
"...человек, вступивший на путь магии, постепенно начинает осознавать, что обычная жизнь навсегда оставлена позади, что знание, в действительности, это страшное пугало, что средства обычного мира больше не будут средствами для него и что он должен приспособится к новому образу жизни, если он собирается выжить. Первая вещь, которую ему надо сделать, - это захотеть стать воином; это очень важный шаг и решение. Пугающая природа знания не оставляет никакой альтернативы - только стать воином.
К тому времени знание становится пугающим делом, и человек также осознает, что смерть является незаменимым партнером, который сидит рядом с ним на одной циновке. Каждая капля знания, которая становится силой, имеет своей центральной силой смерть. Смерть делает завершающий мазок, а все, что трогается смертью, действительно становится силой.
(У Томаса Вульфа одина из повестей так и называется "Смерть - гордая сестра". вставка моя Е.С.)
Человек, который следует путями магии, встречается с возможностью полного уничтожения на каждом повороте пути, и, обязательно, он начинает остро осознавать свою смерть. Без осознания смерти он будет только обычным человеком, погрязшим в обычных поступках. У него будет отсутствовать необходимая потенция, необходимая концентрация, которая преобразует его обычное время на земле в волшебную силу.
Таким образом, чтобы быть воином, человек должен прежде всего, и по праву, остро осознавать свою собственную смерть. Но концентрация на смерти заставляет любого из нас фокусироваться на самом себе, а это является снижением. Поэтому, следующий шаг, который необходим, чтобы стать воином, - это отрешенность. Мысль о неминуемой смерти вместо того, чтобы стать препятствием, становится безразличием."
(Сравните с "Бусидо". "Из двух путей не колеблясь выбирай тот, который ведет к смерти, подумай о том как жалка участь человека, который не достиг цели и продолжает жить". "Утром и вечером, постоянно освежай свой ум мыслями о смерти".
Сравните с "Дхаммападой". "Пересекая поток существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к рождению и смерти". Гаутаму зацепило именно понятие смерти, из этого следовало все остальное).
"...Человек такого сорта, не мудрствует, потому что он приобрел молчаливую страсть к жизни. Он знает, что его смерть подгоняет его и не даст ему времени прилипнуть к чему-либо, поэтому он испытывает, без мудрствования, все обо всем.
Отрешенный человек, который знает, что он не имеет возможности отбиться от своей смерти, имеет только одну вещь, чтобы поддержать себя, - силу своего решения. Он должен быть, так сказать, мастером своего выбора. Он должен полностью понимать, что он сам полностью отвечает за свой выбор, и если он однажды сделал его, то у него нет больше времени для сожалений или укоров себя. Его решения окончательны просто потому, что его смерть не дает ему времени прилипнуть к чему-нибудь.
И, таким образом, с осознанием своей смерти, своей отрешенностью и силой своих решений воин размечает свою жизнь стратегическим образом. Знание о своей смерти ведет его и делает его отрешенным и молчаливо страждущим; сила его окончательных решений делает его способным выбирать без сожалений, и то, что он выбирает, стратегически всегда самое лучшее; и поэтому он выполняет все со вкусом и страстной эффективностью.
Когда человек ведет себя таким образом, то можно справедливо сказать, что он воин и, что он достиг терпения!"
"Когда воин достиг терпения, то он на пути к своей воле. Он знает как ждать. Его смерть сидит рядом с ним на его циновке, они друзья. Его смерть загадочным образом советует ему, как выбирать, как жить стратегически. И воин ждет! Я бы сказал, что воин учится без всякой спешки, потому, что он знает, что он ждет свою волю; и однажды он добьется успеха в выполнении чего-либо, что обычно совершенно невозможно выполнить. Он может даже не заметить своего необычного поступка. Но по мере того, как он продолжает совершать необычные поступки, или по мере того, как необычные вещи продолжают случаться с ним, он начинает осознавать, что проявляется какого-то рода сила. Сила, которая исходит из его тела, по мере того, как он продвигается по пути знания. Сначала она подобна зуду на животе, или теплому месту, которое нельзя успокоить; затем это становится болью, большим неудобством. Иногда боль и неудобство так велики, что у воина бывают конвульсии в течении месяцев; и чем сильнее конвульсии, тем лучше для него. Отличной воле всегда предшествует сильная боль".
(Сравнить: "Будте готовы и наблюдайте за сердцем. Перемещение огня солнечного сплетения в сердечный центр причиняет много боли" Агни-Йога).
"Но человек может пойти еще дальше этого - человек может научиться видеть. После того, как он научится видеть, ему не нужно больше жить как воину или быть магом. Научившись видеть, человек становится всем, благодаря тому, что он становится ничем. Он, так сказать исчезает, и тем не менее, он здесь. Я бы сказал, что это то время, когда человек может быть всем или получить все, что он пожелает. Но он ничего не желает, и вместо того, чтобы играть окружающими его людьми, как игрушками, он встречается с ними в центре их глупости. Единственная разница состоит в том, что человек, который видит, контролирует свою глупость, в то время как окружающие его люди этого не могут. Человек, который видит, не имеет больше активного интереса в окружающих его людях. Видение уже отрешило его абсолютно от всего, что он знал прежде".
"Видение - это не для мелочных людей. Настраивай свой дух теперь, становись воином, учись видеть; тогда ты узнаешь, что нет конца новым мирам для нашего восприятия"...
...Маг - это человек, который мог командовать эллаем(союзником) и, таким образом манипулировать силой эллая себе на пользу, но тот факт, что он командовал эллаем не означал, что он мог видеть... так как видение не имеет ничего общего с манипуляционной техникой магии, которая служит только для того, чтобы воздействовать на окружающих нас людей. Техника видения не имеет воздействия на людей...
...Но для того, чтобы попасть в ловушку, человек должен хотеть. В этом твое затруднение. Ты хочешь покинуть себя.
...- Ты покинул самого себя. Ты хотел покинуть самого себя. Это было неправильно... Ты можешь выжить в мире брухо, только если ты воин. Воин обращается со всем с уважением и не топчет ничего, если он не вынужден делать это... Однако, вчера ты покинул самого себя ради своей смерти. Воин не покидает самого себя ни для чего, даже для своей смерти. Воин - это не старательный партнер; воин недоступен; и если он вовлекает себя во что-то, то можешь быть уверен, что он сознает, что делает...
...- Жизнь для воина - есть упражнение в стратегии, - продолжал дон Хуан, - Но ты хочешь найти смысл жизни. Воин не заботится о смыслах...
...воин всегда недоступен; он никогда не стоит на дороге, ожидая чтобы его стукнули по голове. Таким образом, он сводит к минимуму свои возможности непредвиденного. То, что ты называешь случайностью, в большинстве случаев очень легко избежать, если не быть идиотом, живущим спустя рукава".
(Возможно варна кшатриев должна пониматься именно как группа людей живущая как воины, не только во внешнем, военном смысле.)