Гром и слияние
Калле Холмквист о дохристианском времени: колдовство, вера в асов и смена пола.
Во что на самом верили люди раньше, до того, как Швеция стала христианской?
Это могло бы и то, и это. В древнескандинавском обществе не было никакой центральной церковной организации, и то, что мы сейчас называем верой в асов, было скорее собранием обычаев и традиций, чем организованной религией.
Богов было много, но исследования свидетельствует, что каждый отдельный человек, семья или поселение придерживались поклонению определенным богам, часто даже какому-то одному, пишет Катарина Харрисон Линдберг в (Katarina Harrison Lindbergh) в своей «Скандинавской мифологии от А до Я» (Nordisk mytologi från A till Ö) — энциклопедии богов, сверхъестественных существ и понятий воображаемого мира древних скандинавов.
Она также учла персонажей скандинавских героических саг — например, Рагнара Кожаные Штаны, сегодня известного более всего по телесериалу «Викинги», где он главный персонаж (там его играет Травис Фиммель, Travis Fimmel). Сюжет сериала вольно пересказывает древнескандинавские рассказы о Рагнаре, его жене Лагерте, сыне Бьорне Йернсиде и их завоевательных походах на юг.
Многие из наших знаний о древнескандинавской религии почерпнуты из «Эдды», которую составил исландец Снорре Стурлусон в XIII веке.
Проблема лишь в том, что Снорре Стурлусон был христианином и жил во времена, когда вера в асов официально уже была отменена. Но многое из того, что он писал, основывалось на более древних источниках и часть из этого можно подтвердить археологическими находками.
Снорре Стурлусон рассказывает о волке Фенрире (Fenris-ulven), чудовищном волке-монстре, который откусил руку богу войны Тюру, когда асы пытались его посадить на цепь. У это истории, похоже, древние корни, потому что она изображена на золотом украшении еще времен великого переселения народов (примерно 400 — 550 гг после Рождества Христова), которое было найдено в Троллхэттане.
Бог Улль (Ull) лишь коротко упоминается в письменных источниках, и оттуда известно практически только то, что он был отличным лыжником и прекрасно стрелял из лука. Но есть множество мест, которые были названы в честь Улля (например, Ullevi в Гётеборге и Ulltuna в Уппланде), так что, очевидно, он был важен для простого народа. Возможно, его просто со временем вытеснили другие асы.
Вера в асов, конечно, не была исконно скандинавской. Ведь у викингов были тесные связи с другими частями мира, магические руны состоят в близком родстве с латинским алфавитом и подверглись многим другим иностранным влияниям.
Старые и новые боги смешались и сплавились друг с другом.
Образ Бальдра — светлокожего доброго бога — мог вырасти из образа Христа, а Локи получил черты Сатаны.
Локи на самом деле происходит из рода великанов, но его тоже причисляют к компании богов. Нет никаких признаков того, что ему поклонялись. Вместо этого он играет роль провокатора, он дразнит богов и подозревает их в лицемерии. Иногда он им помогает, а иногда дурачит их. У Локи богатая и беспорядочная любовная жизнь — например, он превращается в кобылу, которую покрывает жеребец, после чего рождается Слейпнир — скакун Одина.
То, что Локи предстает в виде животного женского пола, похоже, не было чем-то странным для древних скандинавов.
Один также переходил такие границы — его связывали не только с самыми суровыми воинами (берсерками), но и с сейдом — ведовством, которым занимались женщины, чтобы вступить в контакт с миром духов.
Для древнескандинавского периода были характерны жесткие гендерные роли (пусть они, как указывает Катарина Харрисон Линдберг, и едва ли были такими же неравноправными, как в XIX веке).
Тем не менее принадлежность к определенному полу была чем-то, что может меняться, — например, в саге XIII века женщина Хервор периодически предстает также и мужской роли под именем Хервард.
Так как Харрисон Линдберг попыталась включить в свою работу практически все, тексты у нее получились очень короткими, а книгу едва ли можно отнести к тем, которые читают разом от корки до корки.
Но она вмещает много интересного, не только об асах и героях саг, но и о сверхъестественных существах (таких как гномы, великаны и альвы) и общей вере людей. В то время как христианство по большей части говорило о том, как выстоять в ожидании лучшей жизни после смерти, старая религия была более практически ориентирована.
В исландских текстах «Сага о жителях озерной долины» (Vatnsdaela saga) и «Книга о взятии земли» (Landnámabók) описывается обычный способ заколдовать человека: нужно склониться вперед, поместить голову между ног и идти задом наперед, задрав юбку и показывая задницу врагу и одновременно злобно глазея на него (повторять самостоятельно не рекомендуется).
В христианских средневековых нормативных текстах часто встречается запрет на подобного рода колдовство, что свидетельствует о том, что оно, видимо, было обычным делом (иначе властям не пришлось бы его криминализовать). Введение христианства было длительным процессом, шедшим под знаком постоянного конфликта между разными мировоззрениями.
Иногда представители церкви пытались искоренить все, что имело отношение к старой вере. Но это оказалось легче сказать, чем сделать.
В XIV веке святая Биргитта пошла в яростную атаку на языческую веру. Швеция давно была христианской, но то, о чем читались проповеди в церквях, часто не совпадало с тем, во что верили дома.
Биргитта ужасается людям, которые по-прежнему «поклоняются и чествуют домашних божков», например, выставляя для них еду. Она требует, чтобы все прекратили верить в духов.
А мы можем каждое рождество смеяться над тем, какой она потерпела провал. Христианство стало государственной религией, но дух старых времен живет и до сих пор.
Автор: Калле Холмквист (Kalle Holmqvist) источник