Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

5 лучших идей человечества об истинной природе снов

5 лучших идей человечества об истинной природе снов
Первое упоминание о сне, связанное с шумерским царём Думузи-пастухом, который правил сразу перед Гильгамешем, появилось примерно в 2500 до нашей эры. «Орёл хватает ягненка из загона для овец, — сказано в переводе. — Сокол хватает воробья на камышовом заборе… Чаша лежит на боку; Думузи больше нет. 

Загон для овец развеян по ветру». Царь был напуган сном и инициировал первую запись сна, под руководством своей сестры, которая, очевидно, была специалистом в этих делах. Вот что ему посоветовала сестра: должно случиться что-то плохое, поэтому тебе лучше спрятаться.

Если вы были введены в заблуждение сном, не отчаивайтесь: вы следуете 4000-летней традиции заблуждений. За это время человечество — при помощи религии, философии, психологии, нейронауки — всё-таки немного разобралось в том, что же разум делает в сонном состоянии. В связи с этим, ниже приведены пять главных теорий о природе сна и его влиянии на нас.

Сны — это прагматичные пророчества

Королеве Майя, матери Сиддхартхи Гаутамы, приснился белый слон, который пришёл к ней и предсказал, что её сын станет Буддой, примерно в 500 до нашей эры. В Книге Бытия фараону приснилось, как семь больных коров, поедают семь красивых, и как семь больных колосьев поедают семь красивых; он призвал Иосифа, который, не обращая внимания на льстивых некромантов, рассказал фараону, что Египет ожидают семь лет изобилия и семь лет голода. Для Келли Булкли, автора книги «Большие сны: наука грёз и истоки религии», такое предсказание является метафизической формулировкой того, что он считает одной из наиболее адаптивных черт сна: помощь людям в подготовке. 

«Мы всегда делаем это, когда просыпаемся, — говорит он. — Мы имеем способность к предвидению — зимой станет холодно, поэтому лучше запастись едой. Всевозможные вещи мы ставим в зависимость от способности предсказывать будущее. Я рассматриваю мозг как круглосуточно работающую систему, и такого рода [подготовительный] мыслительный процесс происходит и во сне». 

Для Булкли самое короткое определение сна – это «игра с воображением», игра зачастую, ориентированная на будущее. Не нужна никакая мистика. «Аристотель утверждал, что во время сна, когда мы отделены от суеты бодрствующего мира, тонкие впечатления могут дать нам лучшее ощущение будущего», — говорит он. Интересно, что это довольно хорошо соответствует науке, возникшей 2000 лет спустя: эволюционной психологии, которая делает выводы, что, поскольку мир полон потенциальных угроз, мозг визуализирует их во время сна, чтобы вы остерегались их в бодрствующем состоянии — вне зависимости от того, вспомните ли вы сам сон или нет.

Сны говорят вам, что делать

В XVII веке ход жизни Рене Декарта, великого скептика, изменил ряд снов, которые ему приснились одним ноябрьским вечером. Историк-психиатр Джордж Макари в книге «Машина души: изобретение современного ума» пишет, что у Декарта была серия сновидений, которые подвигли его к осознанию того, что «пространственные проблемы могут становиться алгебраическими, что сформировало представление о естественном мире, подтверждённом математическими законами», тем самым изменив его жизнь, а впоследствии и популярное, научное представление о реальности. 

Сам Фрейд решил написать книгу «Толкование сновидений» после того, как ему в ночь перед похоронами отца, в октябре 1886 года, приснился впечатляющий сон, в котором он увидел печатное извещение с грозным сообщением «От вас требуется закрыть глаза». Авраам Линкольн часто видел сны: он рассказывал, что он видел яркие сны в ночь перед всеми «великими и важными событиями войны», как написал в своём дневнике его коллега; он послал своей жене телеграмму, в которой он попросил её спрятать пистолеты сына после одного «ужасного» сна; также ему будто бы снились похороны в Белом доме всего за несколько дней до его убийства.

Сны — это послания из бессознательного

Примерно на рубеже ХХ века Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, фетишем которого также были проблемы матерей-отцов, считал, что сны являются посланиями из бессознательного. «Толкование снов является лёгким путём к знанию о бессознательных действиях мозга», — писал он. Назначением снов, считал он, является исполнением подавленных желаний, а их индивидуальное значение можно определить с помощью ассоциаций. 

Его ученик, а впоследствии соперник Карл Юнг, избрал подход в большей степени ориентированный на будущее: по его словам, сны — это способ, используемый вашим подсознанием, чтобы обратить ваше внимание на вещи, представляемые вам с помощью универсальных и в то же время личных символов. Поэтому сон об уходящих девушке или парне можно было бы истолковать как признак того, что вы упускаете возможность. Юнговский аналитик Максон Макдауэлл, который использует толкование снов в своей лечебной практике в течение 29 лет, считает, что сон является «оповещением сознания о некоторых идеях, которые более широкая личность считает важными и необходимыми», обращением «более широкой личности к сознанию с просьбой о небольшом расширении и получении дополнительной информации о себе».

Сны — это данные

Сны стали объектом настоящего эмпирического исследования только в 50-х годах прошлого века, после открытия, сделанного учёными из Университета Чикаго, Юджином Асеринским и Натаниэлом Клейтманом; оно впоследствии стало известным как фаза быстрого вращения глазных яблок, или фаза быстрого сна. Сегодня во время сканирования мозга начинает обнаруживаться сущность снов с помощью обучения алгоритмов распознаванию вида мозговой деятельности людей в бодрствующем состоянии. В то же время начинают появляться устройства для записи снов. 

Булкели, исследователь снов, запустил базу данных снов, в которой собрано около 20000 снов от добровольцев со всего мира. По его словам, уже возникают психологические темы, например, темы о том, что люди редко бывают одинокими в своих снах, и что им обычно снятся люди, с которым они эмоционально близки. «Сны отражают эмоциональные проблемы в наших отношениях, — говорит он. — Сновидения, собственно, являются ресурсом для изучения качеств наших отношений, о ком мы переживаем, где мы испытываем трудности». Это своего рода функция тревоги — способ оценки (возможно, содействия здоровым отношениям) уязвимости и подсказки действий.

Сны – это воспоминания в действии

Более столетия исследователи рассматривали влияние сна на улучшение памяти, в частности создание долговременной памяти, а теперь нейроучёные находят всё больше доказательств того, что калейдоскопические образы снов являются побочным продуктом процесса создания памяти. 

При связывании различных нитей опыта, результат может быть таким же знакомым, как и незнакомым. «Этот зачастую причудливый, сложный образ не представлялся чувствам, — утверждает Сью Ллевелин, исследователь из Университета Манчестера в работе 2013 года. — Он не является “реальным”, потому что он гиперассоциирует несколько воспоминаний. 

Во время фазы быстрого сна, на феноменологическом уровне, этот сложный образ представляется как сцена сна». Воспоминания связываются с воспоминаниями – и получаются необычные образы. То же самое касается и процесса обучения. Когда участников исследования просили пройти по виртуальному лабиринту, а затем вздремнуть, люди, которым снилось то, что они узнали в первый раз, лучше проходили повторное испытание. 

Аналогичным образом, птицы не рождаются со знанием пения; им приходится ему учиться. Биолог Даниэль Марголиаш и сотрудники его лаборатории при Университете Чикаго заглянули в мозг спящего самца зебровой амадины и обнаружили, что во сне включаются те же нейроны, что и во время пения, которым они пытаются привлечь самку. Хотя нельзя спросить амадина о том, что он переживал прошлой ночью, похоже, что птицы во сне упражняются в пении.

источник



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

11:18
630
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...