Насколько тяжело хранить секреты? Отвечают учёные
Как известно из предыдущих исследований и многим — из личного опыта, хранить секреты тяжело. Авторы исследования, опубликованного в журнале Journal of Personality and Social Psychology, решили оценить, насколько это тяжело, пользуясь методами статистики.
Психолог Майкл Слепейн (Michael Slepian) и его коллеги из Колумбийского университета в Нью-Йорке попросили две группы людей (добровольцев в интернете и группу, набранную в Центральном парке Нью-Йорка) ответить на вопросы анкеты о личных секретах, здоровье и благополучии.
В числе вариантов секретов, из которых предлагалось выбрать, были неверность партнёру, воровство, небрежное отношение к работе, сексуальная ориентация, аборты и употребление наркотиков. Все анкеты были анонимными.
Были в анкетах и вопросы о том, как они хранили свои секреты — рассказывали избранным лицам или не рассказывали никому, держали в тайне всегда или в конце концов раскрывали все карты.
О тех секретах, которые участники исследования не рассказывали никому, учёные задавали дополнительные вопросы: «Как часто вы думаете о своей тайне вообще» и «Как часто вы думаете о своей тайне в присутствии того, кому, по-вашему мнению, о ней знать нельзя», «Как часто вам приходится умалчивать о вещах, касающихся вашей тайны».
Психологи также просили участников исследования по 13-балльной шкале оценить влияние тайны на их благополучие: оценка 0 означала, что секрет вовсе не влияет на качество жизни, 6 — что жизнь становится намного лучше, а -6 — о том, что человек страдает от того, что у него есть нечто, о чём нельзя говорить. Кроме того, участники должны были ответить на ряд вопросов о своём здоровье.
Оказалось, что у 97% участников была хотя бы одна история о себе, которую когда-то приходилось держать в секрете, а в среднем у каждого насчитывалось 13 тайн (из 38 восьми вариантов, приведённых в анкете), из которых пять — таких, о которых человек никогда никому не рассказывал. Самые популярные секреты — о влечении к кому-то кроме своего партнёра и о романтических отношениях, которые приходилось скрывать.
Выяснилось также, что люди вдвое чаще хранят такие истории в полной тайне, чем доверяются хоть кому-нибудь.
Цифры, собранные и обработанные Слепейном и его коллегами, показывают, что не сам секрет, а невозможность раскрыть его хоть кому-нибудь портят людям настроение и подрывает здоровье. Люди, которые сообщали в анкете, что вспоминают о своих тайнах раз в неделю или меньше, получили в среднем 66 из 100 баллов в общей оценке здоровья, а те, которые думали о своих секретах каждый день — только 49, а оценка влияния секрета на душевное состояние у этих двух групп различалась на два балла.
Любопытно, что причины такого разного отношения к своим тайнам, видимо, были субъективными, поскольку в обеих группах необходимость хранить одни и те же тайны могла как глубоко задевать, так и оставлять людей равнодушными.
Такие разительные — и необъяснимые — различия озадачили учёных. Доктор Слепейн склонен объяснять их индивидуальными психологическими особенностями — например, склонностью мучиться от неразрешённых вопросов. Учёный также предпологает о том, что способность скрывать факты собственной биографии развилась у Homo sapiens только после появления языка — то есть довольно поздно по меркам эволюции.