Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Почему символические изображения сердца не похожи на настоящее сердце?

Почему символические изображения сердца не похожи на настоящее сердце?
Почему нарисованные сердца не похожи на реальные? Кто первым изобразил их таким образом? Символ сердца является одним из самых долговечных и широко известных символов в современной культуре. Но как он появился?
Нечто похожее на всем известный символ сердца изображалось ещё много тысяч лет назад. В частности, его можно чётко рассмотреть на осколках керамики, которая была создана около 3000 года до нашей эры. Однако в то время этот символ применялся в качестве примитивного изображения либо риса, либо листка плюща, а не как грубое изображение человеческого сердца, и, кажется, не имел ничего общего с любовью. Заглянув в глубины истории, мы можем найти множество культур, которые использовали аналогичный символ: например, он есть на глиняной посуде греческой, критской, минойской, микенской, римской и коринфской культур. Но и в них этот символ обозначал не сердце, а листья различных растений. Например, в греческой культуре им первоначально обозначали листья винограда и применяли в основном на изображениях Диониса – бога вина, плодородия, экстаза и некоторых других вещей. В качестве примера его двойственного смысла можно привести город Эфес, где в IV веке нашей эры им обозначали листья плюща, которыми помечали бордели. В качестве символа плюща этот рисунок использовался ещё в течение долгого времени, его находят как в древнегреческих, так и в древнеримских захоронениях. Интересно, что вне всякой связи с греками и римлянами буддисты тоже использовали символ, похожий на наше изображение сердца. Но в их культуре он обозначал фиговый листок, считавшийся символом просветления. Но то, что эти ранние символы сильно напоминают современное изображение сердца, не обязательно означает, что они как-то связаны; у нас, к сожалению, нет никаких прямых доказательств, позволяющих сделать конкретные выводы. Поэтому существует предположение, что современный символ мог произойти и от изображения другого, ныне вымершего растения, известного как «сильфий» и применявшегося в древности в качестве очень эффективного противозачаточного средства. Сильфий был настолько дорогим товаром, что Кирена – город, где его выращивали – чеканил изображения этого растения на своих монетах. В этом случае прослеживается очевидная связь между изображением стручка растения и любовными отношениями. Есть разные мнения о том, имели ли эти различные листья или стручок какое-нибудь отношение к происхождению современного символа человеческого сердца. Дело в том, что хотя арабские и другие врачи древности значительно продвинулись в анатомических исследованиях, в Средние века большая часть этих знаний была утеряна из-за давления Церкви. Вскрытия стали считаться преступлениями, многие люди опирались в своих исследованиях исключительно на древние описания, в которых сердце обычно описывалось похожим либо на шишку, либо на перевёрнутый листок с артериальными разветвлениями. Что же касается конкретных сведений, то первые из них относятся к созданной неизвестным автором французской рукописи XIII века. Это примитивный роман-сказка под названием "Roman de la poire" («Роман груши»); в настоящее время считается, что именно в нём появилось одно из самых ранних известных символических изображений сердца – на рисунке, где мужчина вручает своё сердце возлюбленной. Сердце имеет шишкообразную форму – в соответствии с описаниями медицинской литературы того времени. Примерно в том же XIII веке на знамёнах датских королей стали появляться изображения символического сердца. Ещё одно изображение сердца в виде конической шишки можно увидеть на картине в капелле Скровеньи, написанной в начале XIV века. На ней Джотто ди Бондоне изобразил Христа, отдающего своё сердце. С этого времени и многие другие стали использовать тот же символ – сначала сердце изображалось острым концом вверх, а затем, начиная с XV века, наоборот, в привычном для нас виде. В тот же период всё чаще и чаще толстая сторона стала изображаться в виде раздвоенного лепестка – возможно, имитируя внешний вид тех листьев, которые уже упоминались. В любом случае, в течение нескольких следующих столетий произошло несколько событий, в результате которых популярность символического изображения сердца сильно возросла. Как ни странно, хотя Церковь и не знала о том, как выглядит настоящее человеческое сердце, она сыграла большую роль в распространении этого символа. В частности, в 1673 году Святая Маргарита Мария Алакок основала культ «Святейшего Сердца Иисуса», связанный с её видениями. Физически это «Священное Сердце» удивительно похоже на современный символ сердца, хотя, как правило, его изображали в окружении шипов, а иногда – горящим в огне. В последующие века Католическая церковь стала широко использовать этот символ. Однако, как уже отмечалось ранее, к тому времени символическое изображение сердца было уже повсеместно известным и на протяжении нескольких столетий часто использовалось на картинах художников. Его рассматривал в качестве варианта и лидер протестантской Реформации Мартин Лютер при разработке своего герба «Роза Лютера» – это произошло ещё в 1519 году, за полтора столетия до видений Святой Маргариты. Вот что Лютер пишет о своём гербе в письме (1530 год): «...Я отвечу Вам со всем возможным дружелюбием и поведаю Вам свои оригинальные мысли и рассуждения о том, каким должен быть мой герб и символ моей теологии. Прежде всего, на нём должен быть чёрный крест на фоне сердца, которое имеет свой естественный цвет, это должно нам напоминать о том, что вера в Распятого спасёт нас. “Всякий, кто любит сердцем, будет спасён” (“Послание к Римлянам, 10:10”)... Это сердце должно находиться в середине белой розы, чтобы показать, что вера даёт радость, утешение и покой...» Это противоречит утверждениям о том, что символическое изображение сердца появилось в связи с видением Святой Маргариты Алакок, но, безусловно, что это видение способствовало популяризации символа, и он ещё долго повсеместно использовался Католической церковью. Другой важной вещью, которая сильно поспособствовала распространению символа, а также предшествовала видению «Святого Сердца», является появление в конце XV века французской колоды игральных карт, имевшей четыре масти: червы (сердца), бубны (ромбы), трефы (кресты) и вини (пики). В конце концов, хотя в последующие века религиозное давление на медицинский мир ослабло, и анатомические знания стали более глубокими и обширными, множество художников, поэтов и коммерсантов помогли символическому изображению сердца не только выжить, но и получить популярность в качестве символа человеческого сердца и любви. Несмотря на то, что изначально этот знак не имел никакого отношения к любви и что он мало похож на реальное сердце, в ближайшее время никто не собирается менять свои представления о нём.
источник


Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

11:18
417
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...