Почему символические изображения сердца не похожи на настоящее сердце?
Почему нарисованные сердца не похожи на реальные? Кто первым изобразил их таким образом?
Символ сердца является одним из самых долговечных и широко известных символов в современной культуре. Но как он появился?
Нечто похожее на всем известный символ сердца изображалось ещё много тысяч лет назад. В частности, его можно чётко рассмотреть на осколках керамики, которая была создана около 3000 года до нашей эры. Однако в то время этот символ применялся в качестве примитивного изображения либо риса, либо листка плюща, а не как грубое изображение человеческого сердца, и, кажется, не имел ничего общего с любовью. Заглянув в глубины истории, мы можем найти множество культур, которые использовали аналогичный символ: например, он есть на глиняной посуде греческой, критской, минойской, микенской, римской и коринфской культур. Но и в них этот символ обозначал не сердце, а листья различных растений.
Например, в греческой культуре им первоначально обозначали листья винограда и применяли в основном на изображениях Диониса – бога вина, плодородия, экстаза и некоторых других вещей. В качестве примера его двойственного смысла можно привести город Эфес, где в IV веке нашей эры им обозначали листья плюща, которыми помечали бордели.
В качестве символа плюща этот рисунок использовался ещё в течение долгого времени, его находят как в древнегреческих, так и в древнеримских захоронениях. Интересно, что вне всякой связи с греками и римлянами буддисты тоже использовали символ, похожий на наше изображение сердца. Но в их культуре он обозначал фиговый листок, считавшийся символом просветления.
Но то, что эти ранние символы сильно напоминают современное изображение сердца, не обязательно означает, что они как-то связаны; у нас, к сожалению, нет никаких прямых доказательств, позволяющих сделать конкретные выводы. Поэтому существует предположение, что современный символ мог произойти и от изображения другого, ныне вымершего растения, известного как «сильфий» и применявшегося в древности в качестве очень эффективного противозачаточного средства. Сильфий был настолько дорогим товаром, что Кирена – город, где его выращивали – чеканил изображения этого растения на своих монетах. В этом случае прослеживается очевидная связь между изображением стручка растения и любовными отношениями.
Есть разные мнения о том, имели ли эти различные листья или стручок какое-нибудь отношение к происхождению современного символа человеческого сердца. Дело в том, что хотя арабские и другие врачи древности значительно продвинулись в анатомических исследованиях, в Средние века большая часть этих знаний была утеряна из-за давления Церкви. Вскрытия стали считаться преступлениями, многие люди опирались в своих исследованиях исключительно на древние описания, в которых сердце обычно описывалось похожим либо на шишку, либо на перевёрнутый листок с артериальными разветвлениями.
Что же касается конкретных сведений, то первые из них относятся к созданной неизвестным автором французской рукописи XIII века. Это примитивный роман-сказка под названием "Roman de la poire" («Роман груши»); в настоящее время считается, что именно в нём появилось одно из самых ранних известных символических изображений сердца – на рисунке, где мужчина вручает своё сердце возлюбленной. Сердце имеет шишкообразную форму – в соответствии с описаниями медицинской литературы того времени. Примерно в том же XIII веке на знамёнах датских королей стали появляться изображения символического сердца.
Ещё одно изображение сердца в виде конической шишки можно увидеть на картине в капелле Скровеньи, написанной в начале XIV века. На ней Джотто ди Бондоне изобразил Христа, отдающего своё сердце.
С этого времени и многие другие стали использовать тот же символ – сначала сердце изображалось острым концом вверх, а затем, начиная с XV века, наоборот, в привычном для нас виде. В тот же период всё чаще и чаще толстая сторона стала изображаться в виде раздвоенного лепестка – возможно, имитируя внешний вид тех листьев, которые уже упоминались.
В любом случае, в течение нескольких следующих столетий произошло несколько событий, в результате которых популярность символического изображения сердца сильно возросла. Как ни странно, хотя Церковь и не знала о том, как выглядит настоящее человеческое сердце, она сыграла большую роль в распространении этого символа. В частности, в 1673 году Святая Маргарита Мария Алакок основала культ «Святейшего Сердца Иисуса», связанный с её видениями.
Физически это «Священное Сердце» удивительно похоже на современный символ сердца, хотя, как правило, его изображали в окружении шипов, а иногда – горящим в огне. В последующие века Католическая церковь стала широко использовать этот символ.
Однако, как уже отмечалось ранее, к тому времени символическое изображение сердца было уже повсеместно известным и на протяжении нескольких столетий часто использовалось на картинах художников. Его рассматривал в качестве варианта и лидер протестантской Реформации Мартин Лютер при разработке своего герба «Роза Лютера» – это произошло ещё в 1519 году, за полтора столетия до видений Святой Маргариты. Вот что Лютер пишет о своём гербе в письме (1530 год):
«...Я отвечу Вам со всем возможным дружелюбием и поведаю Вам свои оригинальные мысли и рассуждения о том, каким должен быть мой герб и символ моей теологии. Прежде всего, на нём должен быть чёрный крест на фоне сердца, которое имеет свой естественный цвет, это должно нам напоминать о том, что вера в Распятого спасёт нас. “Всякий, кто любит сердцем, будет спасён” (“Послание к Римлянам, 10:10”)... Это сердце должно находиться в середине белой розы, чтобы показать, что вера даёт радость, утешение и покой...»
Это противоречит утверждениям о том, что символическое изображение сердца появилось в связи с видением Святой Маргариты Алакок, но, безусловно, что это видение способствовало популяризации символа, и он ещё долго повсеместно использовался Католической церковью.
Другой важной вещью, которая сильно поспособствовала распространению символа, а также предшествовала видению «Святого Сердца», является появление в конце XV века французской колоды игральных карт, имевшей четыре масти: червы (сердца), бубны (ромбы), трефы (кресты) и вини (пики).
В конце концов, хотя в последующие века религиозное давление на медицинский мир ослабло, и анатомические знания стали более глубокими и обширными, множество художников, поэтов и коммерсантов помогли символическому изображению сердца не только выжить, но и получить популярность в качестве символа человеческого сердца и любви. Несмотря на то, что изначально этот знак не имел никакого отношения к любви и что он мало похож на реальное сердце, в ближайшее время никто не собирается менять свои представления о нём.
источник