Разбуди любого среди ночи и спроси название самого знаменитого корабля - почти наверняка получишь ответ: «Титаник»
Это справедливо для любой страны, кроме Швеции. Здесь в 9 случаях из 10 скажут: «Васа». Этот корабль затонул в XVII в., чтобы в XX стать музеем в центре Стокгольма.
Просчёт Северного льва
«Васа» по-шведски значит «сноп». Густав II Адольф по прозвищу Северный Лев, шестой шведский король из династии «снопов», ещё при жизни прославился как крайне воинственный человек. В русской истории, например, он отметился тем, что в 1617 г. отрезал Россию от выхода к Балтийскому морю, завоёванного при Иване Грозном. С 1618-го Густав Адольф воевал с Польшей на территории Прибалтики и Пруссии.
Для блокады побережья и военных перевозок был нужен флот. В рамках его строительства в 1626 г. на верфи Блазиенхольмен близ Стокгольма был заложен королевский корабль «Васа». По типу он представлял собой галеон, наследие XVI в., вооружённый, впрочем, как линейный корабль будущего, XVIII столетия, 64 крупнокалиберными пушками! Для постройки корабля было срублено около 40 акров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Проект заказали корабле-строительному авторитету того времени голландцу Хенрику Хюбертссону.
Хотя проект - это сильно сказано: «Васа», как все корабли XVII в., от киля до клотика строился на глазок. Смешно сказать, мерки с него сняли только в ХХ в. после подъёма со дна. Несмотря на отсутствие чертежей, король лично вмешивался в проектирование, а потом и в постройку корабля. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. В 1627 г. судостроитель Хенрик Хюбертссон умер. Его преемником в работе над «Васой» стал судостроитель верфи Блазиенхольмен Хейн Якобссон.
Осенью того же года корабль был спущен на воду. 10 августа 1628 г. «Васа» вышел в свой первый морской поход, оказавшийся и последним.
Ничто не предвещало беды: погода стояла солнечная, дул слабый ветер. Под приветственные крики тысяч жителей Стокгольма «Васа» отвалил от набережной королевского дворца и поднял паруса. На борту находился экипаж из сотни человек, несколько женщин и детей, которых в тот же день предполагалось высадить на берег. Корабль прошёл по спокойной воде 1300 метров, вышел на середину стокгольмской бухты, произвёл салют из всех орудий. Величественно завалился на левый борт и затонул...
«Титаник» XVII века
Несостоявшийся флагман шведской эскадры пошёл ко дну в сотне метров от берега, и кто-то должен был за это ответить. Выжившего в катастрофе капитана «Васы» Сёрфинга Ханссона арестовали в тот же день. Частично сохранились протоколы его допроса.
- Вы были пьяны? - Спрашивали капитана.
- Вы не закрепили пушки как следует?
Следователи предполагали, что непривязанные тяжёлые орудия при малейшем крене могли съехать на один борт и перевернуть корабль.
- Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены. И перед Всевышним клянусь, никто на борту не был пьян.
- В чём же причина?
- Корабль был слишком неустойчив, хотя весь балласт был на борту...
На допрос потянули кораблестроителя Якобссона и арендатора верфи Арента де Грота.
Те тоже поклялись в своей невиновности - все размеры корабля утвердил лично король.
- Кто же виноват? - спросил следователь.
- Только Господь Бог знает, - ответил де Грот.
На том и порешили - виновные названы не были, дело закрыли. Не привлекать же к ответственности самого Густава Адольфа, хотя именно к его виновности склоняются современные эксперты. Подводная часть «Васы» была слишком маленькой по отношению к корпусу, мачтам, парусам и артиллерии.
Король был неплохим командиром на суше, однажды он даже разбил самого великого европейского полководца Тридцатилетней войны Альбрехта фон Валленштейна. Правда, сам при этом погиб. Но в морских делах Густав Адольф не понимал ровным счётом ничего...
После того как в 1664-1665 гг. с «Васы» подняли более 50 пушек, о корабле забыли на 300 лет.
Из глубины
В середине ХХ в. вспомнил о легендарном корабле Андерс Франсен, крупнейший специалист по шведской военно-морской истории. После долгих поисков в архивах (документы, как водится, говорили о месте катастрофы разное) он вышел в предполагаемый район поисков на катере и забросил в море лот.
- В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек, - вспоминал он позднее.
Но 25 августа 1956 г. специально сконструированный Франсеном лот-пробоотборник (десятикилограммовая металлическая стрела с круглой дыркой вместо острия - ныне почётный экспонат музея «Васы») принёс обнадёживающий результат - фрагмент морёного дуба.
...Деньги на подъём исторического парусника собирала вся Швеция.
Работы на глубине 33 метров начались осенью 1957 г. В апреле 1961-го планширь «Васы» показался на поверхности.
Когда корабль поставили в док, на борту начались археологические раскопки. Через 333 года безвестности в матросских сундучках по-прежнему лежали личные вещи (многие выставлены в музее), в трюме хранились бочки с солониной, в адмиральской каюте стоял стол с обеденным сервизом...
Всего было сделано 14 тысяч находок, некоторые - довольно зловещие. Например, удалось найти скелеты 25 членов экипажа и пассажиров «Васы», в том числе двух женщин и корабельного кота. Облик некоторых восстановлен - в виде восковых бюстов они выставлены в витринах.
Внутрь корабля не пускают: там до сих пор работают реставраторы, которых иногда можно увидеть через открытые пушечные порты. В музее полутьма - так лучше для сохранности дерева. В свете немногочисленных ламп корпус «Васы» пластмассово поблёскивает - это отражает лучи пропитавший борта и мачты полиэтиленгликоль. Это вещество, способное вытеснять и замещать собой воду.
Причём как в живой клетке человеческого организма (из-за этого свойства применяется в косметологии), так и в дубовом корабле, пролежавшем на дне более 300 лет. Чтобы окончательно законсервировать огромный корабль (длина - 69 м, ширина - 11,7 м), потребовалось из каждого килограмма дерева «выжать» по полтора килограмма воды! Операция началась в 1962-м, первые посетители увидели корабль лишь в 1990-м. Сейчас «Васа», величественный и нелепый, как скелет динозавра, занимает огромный павильон в самом центре Стокгольма. С бушпритом, устремлённым в вечность, корабль встречает свой 383-й день рождения.
Это интересно
- «Васа» - самый известный в мире парусник, но далеко не единственный и даже не самый старый исторический корабль.
В Египте, в Долине пирамид, выставлена «Солнечная ладья» - гребное судно, построенное 4500 лет тому назад для последнего путешествия в царство мёртвых фараона Хеопса.
- В крепости Кирения (Северный Кипр) можно увидеть останки античного торгового судна, которым 2500 лет. Сохранились они плохо - только подводная часть и груз амфор.
В Италии на дне пресноводного озера Неми в начале XX в. нашли 2 галеры императора Калигулы, которые правильнее было бы назвать плавучими дворцами. Увы, до наших времён они не дожили - были уничтожены немцами в 1944 г.
- В Норвегии экспонируются корабли викингов - драккары. Самые известные - Гокстадский и Осебергский корабли IX в. - сохранились исключительно благодаря тому, что были похоронены на суше в курганах вместе со своими хозяевами.
Россия тоже может похвастаться кое-чем постарше крейсера «Аврора». Помимо ботика Петра I (Санкт-Петербург) мы долго гордились галерой «Тверь», построенной в 1766 г. Однако в 1956 г. её вместе с музеем уничтожил пожар. В том же году в Швеции нашли «Васу»...
Автор: Сергей Осипов, www.aif.ru