Великий пост и пост вообще. Почему в пост именно такие пищевые запреты?
Не то что меня вопрос с постными/не постными блюдами сильно волнует. Но интересно. К тому же многие кругом постятся, и иногда так чудно для человека не в теме.
Чудно – по-доброму, в смысле странно. Посмотрел в Сети. Оказывается, не только меня интересует, почему в посты нельзя есть мясное и вообще животное. Зато иногда можно рыбу и вроде бы морепродукты. Ответов много и все разные. Попробуем… не скажу разобраться, скорее сориентироваться в точках зрения. Кстати, точки зрения взяты в основном с православных ресурсов – в частности, «Правмир». И отвечают вроде бы священники.
Ладно, к делу!
Один из первых встреченных ответов касался вопроса о шоколадке: можно ли себе позволять, если срываешься?
Я прошу прощения за то, что стану временами обобщать или делать выводы. Пусть это все субъективно, судите об этом сами. На то и головы, уж извините! И за критику-скепсис простите. Тут вопрос не вполне в богословии, в которое я стараюсь не лезть. Дело в логике ответов и отвечающих. Просто иногда люди высказываются категорично. И выходит, с их же слов, что вот именно так обстоит дело и не иначе.
Вот какой вывод как бы напрашивается из ответа священника: что шоколад, если он без молока (вопрос задавался о таком), это постный продукт, из какао-бобов.
В то же время, там же, читаем:
«Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь».
В другом источнике сказано, что цель – борьба со страстями и нужно удаляться от того, что нас возбуждает и развлекает.
А далее открываем на одном из православных сайтов раздел кулинарии и читаем, что пост может быть и разнообразным, и полезным. А потом, здесь же, видим кучу вкусных блюд. Повкуснее и послаще.
К примеру, на два стакана муки – стакан сахара.
И мед, по словам священника, можно. И шоколадку, если без молока. И помню, я как-то покупал лукум. Так продавец сказала, что это продукт постный и постящиеся покупают в пост.
Кстати, на том же Правмире читаем такое пояснение священника: «Благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его».
И это мне (простите еще раз за личное суждение) кажется логичным, если «цель поста – борьба со страстями».
Только почему так много верующих об этом не знают? То есть неужели священники этого не доносят?
На сайте Православие.ру читаю пояснение священника. Даже настоящего монаха и целого кандидата богословия, а в прошлом светского ученого (и тоже кандидата).
«Нужно, чтобы душа управляла телом… Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести».
Вот только чуть ниже он же цитирует перечень того, что затмевает ум, чувства и волю «к благой деятельности»: «объядением, пьянством и заботами житейскими».
Вот интересно! Не знаю, чему учат в Духовной академии. Но неужели выпускник факультета философии, кандидат наук (а вместе с богословским дипломом – дважды!) не способен хотя бы заглянуть в литературу по здоровому питанию? Ну хотя бы в блоги спортсменов и прочих людей, всерьез ограничивающих свое питание? Всерьез, без дури! Там и медицинские выкладки приводят, выжимками и конкретикой. Ознакомиться нетрудно. Да и элементарная логика… Не верю, что она отсутствует.
Что сказать о собственно «постной диете». Ощущение тяжести вызывает не качество, а количество пищи. Мясным, творогом, яйцами, да и рыбой наедаешься куда быстрее и меньшей порцией, чем кашей или картошкой. А уж о чревоугодии и потакании слабости к «вкусненькому» у большинства постящихся и говорить смешно. То-то такой спрос на всякие вкусовые имитации – постные колбасу, сладости и прочее!
И интерес к постной кухне, той самой разнообразной и вкусной. То есть, может быть, ее изначальной целью и было разнообразие ради пользы, но теперь она разнообразна ради вкуса… По крайней мере такое создается впечатление.
Кстати там, где о пище говорят с точки зрения полезности, принято указывать ее состав, то есть пищевую ценность и калорийность – на 100 г, порцию и все блюдо. Как-то так смотрят на еду люди, которым действительно важно ее, еды, качество. Даже притом, что удовольствие от еды им не запрещено. И само по себе сладкое и вкусное можно, когда некалорийное. И стараясь разнообразить стол, сделать вкуснее, они прежде всего смотрят таки на пищевую ценность и состав.
Простите, но если тот, кто привык к нормальной мясной пище, сядет на постную диету, он обычно голоден. Банально не наедается. Что остается? Ну правда ведь, немногие будут терпеть и воздерживаться. Все же скорее просто наедятся тем, что можно. Кашей. Картошкой. Хорошо, если вареной или печеной, а если жареной? И масла побольше! Хоть и растительного, пусть даже оливкового. Хотя жарить скорее станут на подсолнечном. Побольше, чтобы повкуснее. Не так?
Очень часто так. И с другими продуктами так же. Для «повкуснее».
Где то самое самоограничение-то? По-моему, чревоугодие то самое.
И еще. Скажу по опыту: как из-за ограничений начинаешь чувствовать, что голодаешь – все мысли о еде. Трудно не объесться тем, что можно. При этом полезного и требуемого организм все равно недополучает. А если и получает, это сопровождается явным переизбытком всего остального. Ну не худеют на постном!
Точнее, можно – но если всерьез ограничивать и количество.
Многие готовы? И на нервах сказывается. Напрямую и сильно. Какой, простите, пост, если на людей кидаешься? А с голодухи начинаешь ведь. Проверено, и не только мной. Это пост? Это забота о духовном?
Простите, если был резок и придирчив. Это то, что на поверхности. А версий, откуда пошел пост и почему он именно таков – немало. Нет, не зачем мы постимся, в память чего и пр., а почему именно такие пищевые запреты? Где и как это было первоначально?
Мне лично показалась наиболее убедительной одна из версий. По крайней мере, она вроде бы обращается к истокам, к самому началу.
В самом начале книги Бытие:
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную».
Собственно, вот, вроде бы, и исток, и источник информации.
Все! Думаю, если это – корень и причина, то стоит ли дальше докапываться и доискиваться до какой-то иной сути? Искать иные смыслы? Вот так есть, так было установлено с самого начала.
Если я не прав – прошу поправить. Но аргументированно.
Я искал именно источник. Возможно, это он и есть. По-моему, этого достаточно.
Автор: Александр Смирнов источник