Walpurgis Night - Вальпургиева ночь
![Walpurgis Night - Вальпургиева ночь Walpurgis Night - Вальпургиева ночь](/upload/000/u3/1/a/walpurgis-night-valpurgieva-noch-picture-small.jpg)
Вальпургиева ночь отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. В средние века существовало поверье, что именно в эту ночь ведьмы устраивали себе небольшую вечеринку – по крайней мере, в Германии и Скандинавии. На свой ежегодный праздник ведьмы собирались на высокой горе Брокен, где и справляли свой «шабаш» Добирались туда, разумеется, верхом на метлы, жгли костры, варили зелья, плясали и… э-э-э… по слухам, предавались разным взрослым забавам. Не будем их осуждать, в конце концов, раз в год можно и расслабиться.
![](/upload/blog/b3edee0233fc932186f665671493d1d0.jpg)
Откуда же пошла традиция праздника ведьм и нечистой силы? У кельтов было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей. Помимо зимнего (Йоль) и летнего солнцестояний, самых известных еще три. Имбаэлк, или День Сурка (в России отмечается как Сретенье – день встречи зимы с весной), Бельтэйн (30 апреля) и Самайн (31 октября).
Дата праздника Бельтэйн раньше не была такой точной – его отмечали, когда отцветал боярышник. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не от утра к утру. Традиция сохранилась и в двух торжествах – ночи Хеллоуина и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были противоположностью друг друга – как на календаре, так и по смыслу. Для кельтов ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода времени – "большого солнца", ночь перед 1 ноября – соответственно, наступление зимы. Считалось, что в эти праздники на короткий миг открываются врата в другой мир.
Праздник в честь начала лета был посвящен солнцу и плодородию, украшение его - майский шест. Традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. В этот день они выбирают и майскую королеву – единственную девушку, которой в этот день дозволено носить одежду зеленого цвета, любимого эльфами. Королева становится как бы посредницей при общении между людьми и Народом холмов. Еще одним символом Бельтэйна были костры. Древние кельты выпускали в этот день скотину на пастбища после зимовки в хлевах. Обязательным считалось прогнать животных между двумя рядами костров – по поверью, это избавляло их от зимних хворей.
![](/upload/blog/0f47be9c3fe997b9dc9e739743b253b0.jpg)
Нынешнее же название древнему торжеству дали немцы – в честь святой Вальпургии. Она приехала из Англии в Германию в восьмом веке, основала там монастырь, была очень любима народом и, когда умерла, была канонизирована. Но, собственно говоря, Вальпургиевой эта ночь может считаться лишь по кельтскому обычаю – день святой приходится на 1 мая. Так почему же 30 апреля средневековые источники называют среди самых популярных дат шабаша? Скорее всего, кое-какие слухи, имеют под собой реальную почву. Те, кому посчастливилось видеть, как празднуют Бельтэйн, конечно, могли подумать, что без нечистой силы здесь не обошлось. Судите сами: темная ночь, вершина холма, люди, пляшущие вокруг костра, наряженные в маски и шкуры животных… поневоле начнешь думать, что тут что-то не то!
![](/upload/blog/cd95e41f9e39a85cf0f75b614f71fafb.jpg)
Особенно популярным был олень: основная добыча древних охотников, он остался у многих народов символом мужской силы и плодовитости, недаром у кельтского Кернуннеса были рога оленя! Видимо, так и родились слухи о шабашах ведьм в Вальпургиеву ночь. И до сих пор считается, что каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен и Блоксберг в горах Харц (от Hart -- "лесистые горы", где растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм. Ну, а люди в эту ночь держатся начеку, чтобы не попасть в лапы ведьм. В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и избавиться от накопившегося за зиму мусора, едят гравлакс - свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе. В Германии с заходом солнца мальчишки начинают кричать и взрывать петарды. Потому что лучшее средство от духов - шум. В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки. В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки.
Вальпургиева ночь у них - совсем как наш канун Ивана Купалы. Финны считают, что в полночь последнего дня апреля нет ни одной вершины холма, где не сидели бы ведьмы с ведьмаками, так что и из дому выходить не следует: вдруг увидишь запоздавшую ведьму, которая торопится на шабаш!
![](/upload/blog/d078600c6dc0e262c20fe2764643c0bf.jpg)
Кстати, вы в курсе, что на шабаш просто так не попадешь? Туда нужно прилететь на собственной метле, и у каждой уважающей себя ведьмы такая метла, конечно, имеется. В фольклоре европейских народов метла считается основным средством передвижения ведьм ( а у славян, как вы помните, ведьмы всегда ценили комфорт и по большей части летали в ступах) Сидя верхом на метле ведьм мчится по небу на шабаш! Конечно, находились скептики, которые не верили, что женщины могут летать. В средние века, например, известный демонолог Боден утверждал, что ведьмы летают не в своем физическом теле, а натеревшись особой мазью и заснув - в своем теле сновидений. Он, конечно, ошибался. Метла – лучший друг ведьмы, это всем известно!
Сохранилось очень много гравюр и картин, изображавших полет ведьм. Причем, на самых ранних гравюрах прутья метлы были сзади, чтобы ведьма могла заметать следы. В конце же 17 века ведьм в Европе чаще изображали сидящими на метле, прутья которой направлены вперед и вверх. Кроме того, в прутьях ведьмы ставили зажженную свечу, чтобы освещать дорогу. Но в 20 веке ведьмы снова стали держать метлу так, чтобы прутья ее были сзади. Но не только для полетов могла пригодиться метла!
![](/upload/blog/d768e4116e8d3bbd4dbc596232740437.jpg)
Исабель Гоуди, известная шотландская ведьма 17 века, заявляла, что использовала метлу, чтобы обманывать своего мужа. Прежде чем отправиться на шабаш, она клала вместо себя в постель метлу. По словам Изабель, муж ни разу не заметил подмены. Хотя злые языки говорят, что это скорее служило комментарием к их браку, нежели к ее умению ловко колдовать... Конечно, если ведьме приходилось оставлять свою метлу дома, на шабаш она добиралась другим способом. На немецких гравюрах XVI века ведьмы изображаются верхом на рогатинах, палках, лопатах и даже демонах в образе животных (вспомните Наташу, домработницу Маргариты, которая летела на хряке).
К концу XVI - началу XVII веков ведьм чаще рисуют верхом на метлах или животных-демонах. Иногда считалось, что дьявол вручает каждой новопосвященной ведьме метлу и специальную мазь; по другим преданиям, он наделял ими только слабых ведьм, нуждающихся в помощи. А как добирались до места назначения мужчины, колдуны? Они тоже летали на метлах, хотя и не всегда. Колдуны предпочитали все же летать на вилах. Легенды рассказывают, что новички иногда не справлялись с управлением и падали. Зная об этом, накануне Вальпургиевой ночи горожане выставляли за дверь серпы и косы, чтобы убивать ведьм, которые падали со своих метел. Кроме того, люди звонили в церковные колокола: считалось, что звон колоколов может сбросить ведьму с метлы. Но мы надеемся, что с вами ничего подобного никогда не случится и вы долетите благополучно: если не до ближайшей горы, то уж до «Бара у дороги» - непременно!
![](/upload/blog/cf7c8aac1b5f7d6a58697e263de6f9cf.jpg)