Когда появились капроновые чулки?
Во времена корсетов и кринолинов мужчин очаровывали женские ножки, изредка появлявшиеся из-под длинных платьев. Женская ножка была приманкой и подарком страстному любовнику. И дамы прекрасно это знали.
Женщины вообще замечательно разбираются во всем, что может их украсить и сделать привлекательнее. И морочат голову мужчинам дважды. Сначала – «достань это», а потом – «посмотри, как мне это идет». Доводя этим сильный пол до исступления.
После Первой мировой войны женские ноги перестали быть объектом фетишизма, поскольку женщины перестали их скрывать. Юбки экономично укоротились, а непременным женским атрибутом стали чулки. И атрибутом очень важным. Теперь, когда чулки были открыты всему миру, они обязаны были быть очень качественными и обязательно красивыми.
Самые лучшие и самые красивые чулки получались из шелка.
Но шелк дорог. Поэтому повреждения чулок женщинами воспринимались как катастрофа. Будто бы в женской жизни без того мало ужасных катастроф да и просто неприятностей! С другой стороны, и мужчины могли не слишком раздумывать над подарком для женщины, отношения с которой уже сложились. Пара шелковых чулок была не слишком дорогой платой за благосклонность подруги и ее радостное настроение.
Не скажу, что американская химическая фирма «Дюпон» (DuPont) думала о том, как обрадовать женщин. Как раз об этом она думала меньше всего. А вот над созданием новых полимерных материалов эта фирма усиленно работала уже в конце 1920-х годов.
Эти работы возглавил талантливый химик Уоллес Карозерс (Wallace Hume Carothers) (1896–1937). Карозерс показал себя как отличный химик еще до окончания учебы в университете. На последнем курсе он выполнял работу преподавателя и вел учебные занятия у старшекурсников. Его академическая карьера вполне удалась. В 1924 году Карозерс получил степень доктора наук в Иллинойсском университете. У него был хороший задел научных работ в области органической химии и заслуженное признание со стороны коллег.
Проработав два года в Иллинойсском университете, в 1926 году ученый перебирается в Гарвард.
Работа университетского исследователя устраивала Карозерса еще и потому, что характер у него был тяжелый, депрессивный. Он сам признавал, что многие обычные вещи, например, выстраивание нормальных человеческих отношений или решение повседневных бытовых проблем, даются ему с трудом. Карозерс считал это результатом собственного страха, житейской тупости и полного отсутствия чувств. Конечно, с таким характером, по его мнению, было лучше работать в университетской лаборатории одному или, в крайнем случае, с несколькими помощниками.
Поэтому когда У. Карозерс получил приглашение на работу в новую исследовательскую лабораторию компании «Дюпон», он, не раздумывая, отказался. Его приглашали на должность руководителя отделения органической химии. Целый коллектив, которым придется руководить. Он не сможет!
Однако компания «Дюпон» была настойчива. Карозерсу предложили заработную плату, вдвое превышающую его профессорскую ставку в Гарварде. И Карозерс согласился. В компании «Дюпон» он начал работать 6 февраля 1928 года. А в апреле 1930 года в лаборатории, возглавляемой им, синтезировали искусственный изопреновый каучук. Это была новая «обувка» для миллионов автомобильных колес. В том же году ученые синтезировали первый искусственный шелк – полиэстер.
В 1934 году У. Карозерс начал в своей лаборатории подготовку к синтезу нового класса полимеров – полиамидов. 28 февраля 1935 года Карозерс синтезировал первый полиамид.
Вещество, которое впоследствии назвали нейлон, имело довольно высокую температуру плавления. Технологи придумали получать из нейлона нити, продавливая его в горячем состоянии через тонкие отверстия, фильеры. Нейлоновые нити оказались идеальными по прочности. Одна тоненькая нить выдерживала нагрузки во много килограммов. Ткань, сделанная из нейлоновых нитей, оказалась прочной, тонкой и водонепроницаемой. Это была идеальная замена шелку.
Первый коммерческий продукт, изготовленный из нейлона, был предложен покупателям в 1938 году. На прилавках магазинов появились зубные щетки с нейлоновой щетиной.
Следующим товаром, который фирма «Дюпон» представила широкой публике, были нейлоновые чулки. Опытная партия чулок из нейлона поступила в продажу 24 октября 1939 года в городе Уилмингтон, где находилась химическая лаборатория компании «Дюпон».
Поэтому 24 октября считают днем рождения нейлоновых чулков. В этом году им исполняется 75 лет!
Сразу же стало ясно, что этот товар будет пользоваться успехом. Женщины оценили все достоинства новинки. Новые чулки по сравнению с чулками из шелка выглядели более красивыми, хотя и стоили в два раза дороже. К тому же по всем параметрам нейлоновые чулки оказались лучше. Они были прочнее, эластичней, не промокали и моль их не ела.
Вслед за технологами в работу включились маркетологи.
Было принято решение начать широкую продажу нового товара по всему восточному побережью США в один день, 15 мая 1940 года. Этот день побил все рекорды продаж. За один день американские женщины приобрели 5 миллионов пар чулок. Многим дамам так не терпелось опробовать новинку на себе, что они переодевали чулки прямо на улице, на глазах у прохожих.
Серьезное испытание для женщины в США, бывшей тогда страной необычайно консервативной. Значит, в самом деле, нейлоновые чулки того стоили!
У. Карозерс не дожил до этих счастливых дней. Он даже не успел получить патент на произведенный им новый полимер. Его психическое состояние постоянно ухудшалось, и 29 апреля 1937 года он покончил с собой. Уехал в Филадельфию, снял номер в отеле и выпил цианистый калий, растворив его в лимонном соке. Как хороший химик, он знал, что цианид в кислой среде действует на человеческий организм быстрее. Через семь месяцев родилась его дочь, которую назвали Джейн.
О том, почему нейлон так называется, точных сведений нет. Достоверно известно только, что окончание этого слова взято из английского слова «cotton» («хлопок»), так же как и в другом волокне, которое назвали капрон. А что такое nyl? По одной из версий, это аббревиатура двух городов, Нью-Йорка и Лондона.
В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке среди прочих достижений промышленности США в американском павильоне был представлен и нейлон.
Представлен весьма необычным образом. С потолка спускалась тоненькая нейлоновая ниточка, на которой была закреплена увесистая гиря. Тем самым иллюстрировался один из рекламных слоганов нейлоновых чулок: «Прочны, как сталь, тонки, как паутинка». Но больше всего зрителей потрясал вход в павильон, где проводилась презентация нового искусственного волокна. Посетители проходили рядом с двенадцатиметровыми женскими ногами, упиравшимися в потолок зала, который имитировал нижнюю юбку. Ноги были одеты в нейлоновые чулки. Внутри павильона женщинам презентовали пару нейлоновых чулок. Носи, выдумывая, пробуй!
Нейлон оказался прекрасным заменителем шелка во время Второй мировой войны. Ведь основным поставщиком шелка в соединенные Штаты была Япония, с которой американцы воевали. Из нейлонового полотна делали парашюты, солдатскую одежду и амуницию.
Производство же нейлоновых чулков в годы войны почти прекратилось. Американки получали карточки, по которым они могли купить в год всего шесть пар нейлоновых чулок. Чулки стали дефицитом. Соответственно, возросли цены.
До войны нейлоновые чулки продавались по полтора доллара за пару. Во время войны их стоимость на «черном рынке» возросла до десяти долларов.
Чтобы сохранить дефицитные чулки подольше, женщины перестали носить их летом. Вместо чулок хитроумные красавицы покрывали ногу светло-коричневой краской. Такую краску выпускала компания «Макс Фактор». А во многих салонах красоты ноги разрисовывали «под чулки» и делали это весьма похоже. А свои вышедшие из употребления нейлоновые чулки американские женщины-патриотки сдавали для вторичной переработки.
В Европу нейлоновые чулки привезли в конце Второй мировой войны американские солдаты. Пара нейлоновых чулков считалась хорошей платой европейским женщинам за ласку и гостеприимство.
После Второй мировой войны массовое производство нейлоновых чулков в США возобновилось. Расширился и ассортимент. Появились прозрачные нейлоновые чулки и чулки без заднего шва.
Вслед за американками новое химическое оружие массового поражения мужчин освоили и европейские женщины. Даже в СССР, стабильно отстававшем от освоения любых западных технических новинок лет на двадцать, тонкие и крепкие женские чулки из капрона, синтетического волокна, аналогичного нейлону, появились уже в середине 1950-х годов.
Практичные советские женщины тут же полюбили эти удобные и красивые изделия, которые явно провоцировали показать женские ножки во всей их духозахватывающей красоте. И уже к середине 1960-х годов, под стать советским самолетам и ракетам, подолы юбок советских модниц взлетели на небывалую высоту. А тут еще из братской Чехословакии подоспели чулки-рейтузы, которые по-чешски назывались «колготы» и которые тут же по-русски стали называть ласкательно – «колготки». Впрочем, это – уже совсем другая история...
Автор: Марк Блау источник