Как Кант относился к религии?
Кант является едва ли не самым видным представителем протестантского богословия. В своих работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Религия в пределах только разума» он подвергает критике богословие естественное, которое пыталось с помощью рациональных аргументов обосновать идеи бытия Божия, свободы и бессмертия.
В своих работах Кант приходит к выводу, что сущность вещей в принципе не познаваема человеческим разумом. Познать можно лишь явления – то, что возникает в результате взаимодействия мира реального и познавательной способности человека. Из этого делается вывод, что ноумены в принципе не познаваемы, а значит Бог и душа тоже не подлежат познанию.
Тем не менее в критике практического разума Кант утверждает необходимость существования Бога для того, чтобы нравственный закон внутри каждого из нас был приведен в исполнение. Также при наличии Бога и души возможно достижение высшего нравственного идеала, стремление к которому заложено в природе человека.
Кант считает, что Бог есть нравственный законодатель, а религия – это признание и исполнение человеком всех своих нравственных обязанностей как заповедей Бога. Из этого Кант делает вывод, что религия и мораль равны друг другу и их отличия – лишь формальность.
Таким образом, Кант приходит к выводу, что «разумный человек» может иметь религию, но не Бога, потому что о существовании последнего человеку достоверно ничего не известно. Следовательно, на место Бога ставится человек – носитель нравственного закона, религия принимает абсолютно новый, универсальный характер, при котором она существует без признания бытия Бога. Однако он допускал его только исключительно из моральных соображений. Поскольку человек, оторванный от космоса, может быть пришит к нему только мистикой.
В итоге Кант выводит формулу, согласно которой религия является совокупностью определенных нравственных обязанностей. Человеку же достаточно быть хорошим в своей обыденной жизни, а все догматы ритуалы и подобные им явления являются ненужными атрибутами, коими можно пренебречь.
Канта по праву считают гением протестантского богословия. Ибо он методично доказывал необходимость христианства. Так высшим выражением религиозности для Канта является добровольное принятие страданий во имя нравственного принципа. Тем самым подвиг Христа является идеалом, не противоречащим разуму, однако уже само Воскресение Христово является ложным и несуществующим религиозным опытом. Чистое протестантство Канта, иногда доходящее до пуританства, ориентирует религию на земное существование, а ее целью является «моральное улучшение человека».
Религиозный проект Канта можно объяснить через его идею об установлении глобального, единого человеческого государства. Религия же должна была воспитать нравственных граждан, направить их на самосовершенствование и мирное сосуществование. Тем самым религия остается инструментом манипуляции человеком, лишаясь при этом своей сакральности, мистики и транспарентности, перерождаясь при этом в разумную, нравственную религию.
Автор: Денис Кузнецов
источник