Эффект новизны
Эффект новизны показывает, что с течением времени мы не узнаём так много, как склонны полагать. На самом деле люди постоянно забывают прошлое и помнят только недавние события.
Как далеко простирается ваша память? Это не имеет значения. Неважно, что у вас есть доступ к долгосрочной памяти — вы, вероятно, вводите себя в заблуждение, думая, что нечто, что вы только что неожиданно заметили, появилось только что, даже если вы видели это всю жизнь. Часто вы замечаете подобное во время просмотра новых программ, в которых присутствуют некие словесные якоря, но лингвист Арнольд Цвикки считает, что это пример иллюзии новизны.
Когда некоторые языковые новинки привлекают внимание человека, то ему начинает казаться, будто язык наводнён этими новыми для него словами и их используют повсеместно. На самом деле меняется внимание, а вовсе не сам язык. Цвикки приводит в качестве примера людей, которые ненавидят, когда местоимение «они» заменяется на «он», если разговор идёт о каком-то гипотетическом лице или персоне неизвестного пола.
Этот эффект использовался ещё Шекспиром и Остином. Похожая иллюзия работает для людей, считающих, что использование апострофов в названиях магазинов, например, «Grocers» или в рекламе «Peach’s $1 per pound» (что в переводе с английского означает «Персики по доллару за фунт») — это демонстрация современной необразованности. Историки же обнаружили, что подобные жалобы существовали едва ли не с момента появления письменности.
Однако эффект новизны не просто стирает прошлое — он меняет будущее. Экономисты отчаиваются из-за того, что большие и малые операции совершаются под влиянием недавних явлений. Подъёмы и спады рынка регулируются людьми, которые не считают, что рынки в один день могут работать по одному принципу, а в другой день — уже по другому. Даже незначительные поступки совершаются под чьим-то влиянием, и именно поэтому многие люди утепляют свои дома после незначительного похолодания. Мы не можем поверить, что всё когда-либо было или будет иначе, чем сейчас.
источник