Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

История праздника 1 мая, появление маёвок

История праздника 1 мая, появление маёвок
Маевка прочно связывается у нас с выездом за город, теплыми деньками, поеданием шашлыка и увеселительными прогулками. Как правило, очень мало кто знает об истории такого явления, как маевка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана, как с дореволюционной Россией, так и с нелегальными сборищами рабочих, так и с древней богиней Майей. Все очень запутанно.


Месяц май был назван в честь древней богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Первый день нового месяца был днем труда, изобилия и теплых дней, переходящих в жаркие. Чем лучше отпразднованы эти дни, тем лучший урожай уготовит народу богиня. Собственно, подобные празднования были практически у всех народов Европы, славяне — не исключение. 

История маевок до революции


С XVIII дворяне ввели моду устраивать пикники на европейский манер с первыми теплыми майскими днями. Графья и прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с чаем, табачком и вкусностями под тентами и на траве. 

Свободные горожане, перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город, но размах был куда меньше. Моду на такие гулянья ввел, конечно, Петр I, заимствовавший эту традицию у переселившихся в Россию европейцев, продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая. 

Маевкам пытались придать православное содержание. Церковь установила 2 мая днем почитания святых Бориса и Глеба, но праздник все равно на много лет остался глубоко светским в стане дворян и горожан. Крестьяне же отмечали Первомай, как день пророка Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник». 

Долгое время 1 Мая был местным праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей части нашей страны праздник оставался рабочим днем. Но и там, где его отмечали, его называли «полуднем»: все предприятия и ведомства работали только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки, всех членов семьи и отправлялись за город. Молодые люди без семей собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные места для маевок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк. Веселился русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то, что утром нужно было идти работать. Из столичных городов маевка постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных селах. 

Маевка была праздником для всех, но каждое сословие отмечало ее по-разному. Для дворян маевка была очередным способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и поесть. Но больше всего было представителей крестьянства, рабочих и прочего бедного люда. Этот слой населения маевки любил всем сердцем и никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим количеством радостей в жизни трудового люда. 

Маевка и политика


Во времена правления Николая I, прикрывавшего любые подозрительные и не подозрительные организованные кружки и сборища людей, нелегальные маевки стали под частичным запретом. Конечно, люди могли посещать популярные места для празднования, но нелегальные сборы не поощрялись. В это же время, в середине XIX века, с революционными движениями поднимают головы незаконные маевки, где собираются будущие революционеры-профессионалы. 

Фактически, эти маевки ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели песни, провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. Посещали их рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и студенчества. Последних было особенно много. Проводились такие маевки в глухих лесах, приглашали туда только проверенных лиц. По сути, это был веселый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения планов. 

В революционной среде Первомай быстро получил статус Международного праздника рабочих. Это название было утверждено первым конгрессом II Интернационала. 

Почему именно эта дата была определена для празднования? В честь увековечивания памяти забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г. Эти рабочие на забастовке в Чикаго 1 мая 1886 г. требовали у своих нанимателей установить 8-часовой рабочий день. Как международный день солидарности Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации прошли только через четыре года. 

А.К Лядов, русский композитор, наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только простой красный кумач, но на нем чернилами выведена надпись: «Да здравствует Первое мая!». Раздается могучее – ура! Первое свободное «ура», почувствовавших волю».» После происшедшего в Москве революционная волна захватила Россию. Маевки проводятся в крупных и малых городах и селах. Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у кого-то все было мирно и тихо. 

Конечно, маевка проводилась и в традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское время.


Однако проводить Первомай было не просто — жандармерия в те годы была очень сурова. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полиции было трудно определить: едут ли эти рабочие отдохнуть культурно или отдохнуть революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в квартире дьякона! В 1905 — 1906 году в демонстрациях замечено все больше и больше молодежи. Политические заключенные тоже празднования первое мая: они вывешивали на тюремные решетки красные куски ткани, красную одежду и пели революционные песни. 

Конечно, такое поведение не считалось нормой. В 1907 году руководство одной самарской тюрьмы требовала снять красное знамя с окон тюрьмы, но заключенные всячески отказывались. В потасовке охрана тюрьмы застрелила одного из бунтовщиков. Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к такому празднику. Конечно, революционеры склонили на свою сторону некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это приятный таинственный праздник, который сулит красочное будущее. К 1917 году маевка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже сделать ее нерабочим днем. 

Маевка и СССР


После Октябрьской революции 1 Мая стало одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днем календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше порадовать народ. В СССР праздник отмечали всем миром, яркими демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны, передовики производства, школьники, военные и прочий люд. 1 Май отмечали народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечается с семьей и друзьями на природе. Это было возвращение к традиционной маевке. 

В эпоху «брежневского застоя», когда активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона, хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса еще в марте. Праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи считают, что в СССР маевка носила этакий полуязыческий подтекст. 

 Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу времени, но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот день.

источник



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

10:54
616
RSS
09:05 (отредактировано)
Интересная версия
Гость
20:12
Петр I не заимствовал эту традицию у переселившихся в Россию европейцев, продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая. В Петербурге около будущего Екатерингофского парка русские солдаты во главе с Петром I и А. Д. Меншиковым взяли в плен два шведских корабля «Гедан» и «Астрильд» 6 мая 1703 г. через несколько дней после взятия основной шведской твердыни на территории будущей российской столицы — крепости Ниеншанц в восточной части невской дельты. Это дало основание в последующие годы устраивать в Екатерингофе по указу Петра I майские праздники, ставшие весьма популярными у петербуржцев задолго до того, как рабочие маёвки в конце XIX века стали связываться с борьбой рабочих за свои права и международной солидарностью трудящихся.
Загрузка...