Почему мы не можем точно нарисовать предмет по памяти
Большинство людей за свою жизнь прочитали хотя бы несколько комиксов или видели несколько мультиков. Сейчас подумайте о каком-нибудь простом персонаже, которого видели достаточно часто — например, о Микки Маусе или Гомере Симпсоне. А теперь возьмите в руки карандаш и бумагу и попробуйте его нарисовать. Только хорошо постарайтесь, не как попало, потратьте хотя бы две минуты. И обязательно рисуйте по памяти.
Если вы не художник, то вышло, скорее всего, не очень хорошо. Возможно, голова Микки Мауса получилась нормально, но вы так и не смогли вспомнить, как нарисовать нос. В случае с Гомером Симпсоном у вас могли получиться голова и глаза, но вот как рот переходит в шею, правильно нарисовать не удалось.
Проблема не в нашем неумении рисовать: откройте картинку с Микки Маусом в интернете и попробуйте срисовать его оттуда. Разница хоть и будет заметна, но рисунок всё равно будет хотя бы сносным. Но когда мы рисуем по памяти, она нас подводит: мы не можем думать о том, как линии сочетаются друг с другом.
Вспомните слова Шерлока Холмса: «Вы видите, но не наблюдаете». А что, всё верно: большинство из нас никогда не подсчитывали ступеньки на лестнице и не заметят, если их число вдруг изменится. С рисованием то же самое — когда мы смотрим на определённого персонажа, мы просто воспринимаем, как он выглядит, не более того.
Когда мы полагаемся на память, для выполнения задачи нам нужны воспоминания, которые относятся именно к этой конкретной задаче. Пассивно вспоминать, как что-то выглядит, и активно вспоминать для того, чтобы нарисовать предмет — это два разных процесса.
Самое интересное в том, что нам вовсе не нужно учиться рисовать, чтобы сделать более или менее похожий на оригинал рисунок — всё, что нужно, это представить, как мы рисуем предмет, когда мы на него смотрим. Разумеется, чтобы стать художником-виртуозом, нужна практика, но хотя бы приемлемо рисовать у вас получится — если будете наблюдать, а не просто смотреть.
источник