Аморальность постмодерна: ты виноват, что мне неудобно
Очень раздражает, когда тебе вот-вот нужно сойти с эскалатора, а только что сошедший перед тобой человек еще не удосужился отойти, чтобы освободить для тебя место. Бесит, когда кто-нибудь вальяжно шествует посреди тротуара, не задумываясь, что может кому-то мешать. Почему они не дают себе труда подумать о других? Я же так не делаю. Я по меньшей мере оглядываюсь.
На такие вещи тратится не больше двух секунд: обернулся и понял, стоит ли ускориться или отойти в сторону. Такие мысли не отнимают много времени.
Не сказал бы, что я излишне осторожен и боюсь чужого недовольства, просто мне кажется, что люди, раз уж они живут в обществе, должны соблюдать по отношению друг к другу некие обязательства, чтобы мелочами не отравлять чужую жизнь. Мне удивительно, что некоторые люди, без преувеличения, всю жизнь проживают в абсолютном неведении об очевидных вещах. Они доставляют всем неудобства и даже не подозревают об этом. Это всё равно что дожить до пятидесяти, при этом не зная, что зимой надо тепло одеваться. С другой стороны, при виде таких людей можно испытать некое подобие мазохистского удовольствия: всегда приятно обнаруживать, что ты в чем-то лучше других.
Короче говоря, бывает, что мы начинаем морализировать на пустом месте, размышляя, как людям следовало бы вести себя в обществе. Или не на пустом?
Можно сказать, что я мечтаю о мире, где никто не бросается мне под ноги и не мешает мне сходить с эскалатора, хотя это будет упрощением. Чего на самом деле не хватает многим из нас, так это общества, в котором никто никому не будет мешать и не придется закрывать глаза ни на чьи ошибки.
Это стремление сложно осознать, а уж тем более вербализировать, тем более что мир отнюдь не погружен в грубость и невежество. Стремление к комфорту целиком и полностью эгоистично, это не рациональное требование какого-либо качественного улучшения мира. Мне нужно лишь сиюминутное облегчение.
Мораль как попытка уйти от ответственности
Очень частое явление: мы используем мораль, чтобы оправдаться, почему нам не нравится происходящее.
Большинство людей, когда им неудобно, хотя бы немного теряют контроль над собой — в большинстве случаев. Не всегда эта злость направлена на людей: иногда бесит дурацкая крышка, потому что никак не хочет закрываться, или идиотская лестница, на которой ты споткнулся и поранил палец на ноге. Можно негодовать и на неодушевленные предметы, и на ситуации.
Когда же мы понимаем, что ответственность за наши неурядицы можно возложить на кого-то конкретного, наше негодование достигает своего пика. Гораздо проще и логичнее злиться на человека, чем на ситуацию (особенно на незнакомого человека), потому что с точки зрения морали проще понять, почему человек должен был поступить иначе.
Вот какая штука: мораль наконец дает беспомощному человеку то, что всегда было ему необходимо — основания не соглашаться с тем, что есть.
Мораль — единственный способ рационализировать попытку спора с реальностью. Лишь мораль позволяет нам посмотреть на мир вокруг и с полным основанием изречь: «Так быть не должно!» — и при этом верить, что мы правы. Мы не можем обосновать высказывание из разряда «Сейчас не должен идти дождь», зато мы можем (и часто так и делаем) сказать: «Он не должен был этого делать». Когда нам неудобно, мы не находим ничего лучше, чем пускаться в чтение моралей. Я всегда так делаю, а замечаю это уже потом.
Мы частенько (но всё же не всегда) понимаем абсурдность наказания животных, злости на неодушевленные предметы или погоду лишь за то, что они нам не угодили. Да брось, дерьмо случается, и наиболее разумные люди научились с этим жить. Если с неодушевленными предметами и обстоятельствами мы еще можем смириться, то когда речь заходит о людях, мы не даем им спуску. Обвиняем — и точка.
Если так подумать, то когда ты говоришь: «Он не должен был так поступать», это всё равно, что сказать: «Он виноват, что я зол». Таким образом ты элегантно снимаешь с себя ответственность за свое собственное настроение. Тебя самого бесят чужие никчемные морали, которые тебе читают, когда ты не оправдываешь чьих-то ожиданий. Когда виноват кто-то другой, с тебя взятки гладки, и наоборот, когда злятся на тебя, крайним в их глазах оказываешься ты — но когда происходит это «наоборот», ты почему-то не торопишься соглашаться.
Что мы делаем, когда нам причиняют неудобства?
В таких обстоятельствах тебе хочется скорее выместить гнев на другом человеке, потому что легче всего свести разговоры к чужой моральной ответственности. Наш гнев якобы оправдан, а мы за него не отвечаем.
Так удобно думать, но удобный вариант не всегда самый верный. По сути, раздражение — это диссонанс между реальностью и твоим отношением к ней. Когда ты отказываешься брать на себя ответственность за свою реакцию на события, это лишь делает ситуацию хуже, а мораль только укореняет тебя в осознании своей ложной правоты.
Жизнь — это череда нейтральных событий, которым ты сам придаешь эмоциональную окраску, а когда ты теряешь самообладание, это значит, что ты сам лишаешь себя счастья.
Каждый раз, когда меня кто-то бесит, я нахожу для этого какое-то морализаторское основание и нахожу тому тысячу причин. Любая сентенция сводится к тому, как кто-то не должен так поступать. Почему не должен? Потому что усложнил мне жизнь. Если моя жизнь усложняется, это аморально. Дурацкая привычка, присущая очень многим людям.
Кто-то не дает мне сойти с эскалатора. «Что, сложно сделать пару шагов вперед?» Кто-то вышагивает передо мной в супермаркете посреди прохода с тележкой, не давая мне пройти «Я всегда отхожу в сторону, что он за осел».
Чем мне неудобнее, тем более серьезные моральные вопросы я поднимаю в своем внутреннем диалоге. Это было бы смешно, если бы не делало меня нервным.
Мы используем мораль, чтобы оправдывать наше раздражение чужими поступками. Мы в некотором роде вынуждены это делать, потому что иначе мы возлагаем ответственность за наши проблемы на самих себя. Ответственности никто не любит, особенно когда она связана с чем-то неприятным: нет, это всё они виноваты. Люди, сделавшие неудобные упаковки, которые невозможно открыть. Чувак, который забрал последний кусок пирога с капустой в столовке, потому что ты тоже хотел — вот он говнюк!
Не пойми меня неправильно. Я бы хотел, чтобы все были внимательны по отношению друг к другу, чтобы все упаковки легко открывались, а люди не мешали друг другу ходить по супермаркетам. Однако я живу в мире, который отличается от моей мечты, и когда я встречаюсь с неудобствами, я сам же заставляю себя нервничать. На других людей я повлиять не могу — хотя бы на собственное восприятие ситуации.
Твоя реакция зависит только от тебя, и морализаторство — глупая идея. Кому какое дело, что у меня кандидатская на тему «Как сходить с эскалатора, не мешая другим»? Это никак не изменит ситуацию. Зато терпение еще как изменит.
Мораль, конечно, поможет тебе чувствовать себя лучше кого-то, зато ты по-любому выйдешь из себя. Ты сам решаешь, что тебе важнее: быть лучше кого-то или быть спокойным.
источник