Мужская месть
В мировой культуре к мести всегда относились весьма лояльно. Вспомни все эти книги и даже фильмы о том, что кто-то обязательно мстит за кого-то, отмщает старую обиду и всё такое прочее, когда от него этого совсем не ждут. Только вдумайся: какой-то тип однажды тебя обидел, ты обиду затаил и однажды, спустя годы, решил сравнять счет и отплатить ему той же монетой. Тот чувак и думать забыл, что однажды перешел тебе дорогу, но ведь ты не такой, ты не прощаешь, ты мстишь, ты мужик, и яйца твои тверды.
А ведь мировая культура учит нас, что месть для мужчины — нормальное дело, когда речь заходит о его близких или личном достоинстве. Еще говорят, что месть — это блюдо, которое подают холодным. Якобы сразу после нанесенного оскорбления мстить никак нельзя, а вот если подождать, успокоиться и детально продумать отмщение, то это будет абсолютно достойное и понятное дело.
Понятно, почему удовлетворение от всех этих историй про месть велико. Месть, если разобраться, сыграла неплохую роль в истории эволюции.
В первобытно-общинном строе месть гарантировала наказание для виновных и уничтожение преступников, которые плохо влияли на племя. Око за око. Это рудиментарно, первобытно, но эффективно. Мстили, как правило, мужчины, потому что убивать и охотиться — мужское занятие.
В связи со всем этим возникает вопрос. Если мы от природы расположены к мести, тогда зачем тогда прощать? Мужики вообще прощают?
Что значит простить?
Как мужчина я считаю, что мы часто противимся этой идее, потому что, во-первых, мысль о прощении противоречит идее справедливости, а во-вторых, прощение кажется жестом слабости. В конце концов, многие люди считают, что простить — значит позволить виновному избежать наказания и впредь творить всё, что ему заблагорассудится. Разве отсутствие наказания не поощряет человека снова и снова совершать то же самое преступление или проступок? А если так и есть, получается, что прощение для идиотов? Для слабаков?
Настоящее прощение не исключает вопросов справедливости. Оно не препятствует праведному гневу. Это тебе не легкий способ спустить всё на тормозах и отвязаться от неприятных разговоров. Это не способ избежать конфликта. Прощение не индульгенция для постоянных оскорблений и не молчаливое согласие на перманентные обиды. Это даже не примирение, и, прощая, ты не забываешь всего, что произошло, и не начинаешь автоматически доверять человеку вновь.
Прощение — это когда ты прекращаешь испытывать плохие чувства к тому, кто тебя обидел, и тут ты должен балансировать среди всех нюансов справедливости.
Прощение — сложный процесс, в течение которого ты замещаешь неприязнь к обидчику состраданием.
Звучит, как будто это для тряпок? Не для тряпок. Между прочим, если ты соберешься простить кого-то, ты даже станешь чуть более мужиком. По массе причин.
Потому что прощение:
Демонстрирует твою зрелость
Обычно в кино и литературе герои с легкостью решаются на месть, потому что сюжет строится в черно-белой гамме, без каких-либо переходов и оттенков. Герой восхитительный и крутой, а его враг злой и всех убивает просто «во имя зла». Даже в мультиках меня всегда вводила в тупик эта формулировка.
В реальной жизни такая категоричность не встречается.
В черно-белом всё видят только дети, а эпитеты «хороший» и «плохой» учительница просила исключать из речи уже в первом классе.
Надо однажды перестать быть пацаном и стать мужчиной. Зрелость подразумевает способность поставить себя на чужое место и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Для этого нужно понимать, что все живут по-разному, в разных условиях, что люди — существа сложные и многогранные, у всех свои недостатки, свои слабости, свои уникальные истории.
Иногда надо примиряться с чужими ошибками, но к тому же необходимо и понимать, почему так произошло, какова была мотивация человека. Да, когда-то отец был не прав, но почему? Возможно, его отец тоже не особенно задумывался о его чувствах. Или дело в том, что он думает, будто знает всё о том, как быть отцом.
Твой друг натворил фигни? А что еще происходило в это время? Может, он так поступил из обиды или потому, что недавно расстался с девушкой?
Иногда люди поступают плохо и вовсе случайно. За жизнь все получают разные раны и больные точки, все начинают чего-то бояться. Люди не злодеи, которые хотят вынуть из тебя всю душу — они просто иногда спотыкаются, ошибаются и терпят неудачи. Совсем как ты сам.
Это проявление ответственности
Быть мужчиной — значит отвечать за себя. Часто мы держимся за свои обиды, защищаемся разными отговорками и так и не взрослеем. Мы не можем простить отца за что-то, потому что если мы отпустим это, мы поймем, что обида на отца была единственным оправданием наших собственных неудач. Надо двигаться вперед и брать на себя ответственность за свою жизнь. А это страшно.
Когда мы держимся за обиду, мы строим из себя жертву. Мы позволяем чужим поступкам определять, какой будет наша жизнь. Когда мы прощаем, мы начинаем сами решать, какими хотим быть.
Дает тебе контроль
Если ты кого-то прощаешь, то чувствуешь себя этаким покровителем. Тем, с кем ты миришься, не прощая, можно в какой-то степени руководить: заставить его плясать под свою дудку, сокрушаться, дергать за ниточки и вечно давить на чувство раскаяния и вины. Обида дает тебе иллюзию контроля, но не оправдывает ее.
Это ирония: на самом деле, дергая за ниточки, ты не контролируешь ничего. Твое счастье зависит от поведения другого человека. Если он откажется выполнять твои требования, ты снова будешь обижен. Однако когда мы прощаем человека, мы перестаем зависеть от его поведения. Пусть делает что хочет: нас уже не касается.
Дает тебе свободу
Когда мы концентрируемся на обидах и мести, мы ограничиваем свою свободу. Мы не понимаем, что таким образом запираем себя в тюрьму вместе с тем, кто нас обидел: он в роли заключенного, мы — надзирателя. Можно выселить кого-то в собачью конуру, но лучше всё же вдвоем уместиться в комнате. Или, как гласит китайская пословица: «Кто хочет мстить, пусть копает сразу две могилы».
Месть сжирает нас изнутри. Когда ты отпустишь кого-то, ты не просто освободишь его — ты освободишь еще и себя, вырвешься из прогнившей тюрьмы и начнешь двигаться вперед.
Помогает тебе расти
Никто никогда не говорит об этом вслух, но гнев заставляет нас в каком-то роде чувствовать себя лучше: сильнее, круче, неприступнее. А наличие врага и перспектива мести делают нашу жизнь осмысленной, направляют наши мысли. Что было бы с супергероями, если бы не было мести и гнева? Чем бы они занимались? Куда бы девали свои сверхспособности?
Однако зачем жизни такой никчемный смысл?
Зачем зря растрачивать нашу драгоценную энергию на кого-то другого, если можно потратить ее на себя?
Когда ты прощаешь, ты начинаешь обращать внимание на себя. Ты анализируешь свои чувства, думаешь, что сделаешь иначе в следующий раз, и приходишь к пониманию того, как боль помогла тебе вырасти и стать лучше. Прощение может стать тем, что поможет тебе двигаться вперед.
Требует от тебя храбрости
Обвинения и горечь помогают нам чувствовать себя круче, но частенько они превращаются в неспособность поднять голову и вытерпеть боль. Затаить обиду на свою бывшую, каждый раз вспоминая о ее демонической сущности, когда она попадается тебе на глаза — это защитный механизм.
Мы прикрываемся горечью, чтобы не испытывать боль утраты. Когда мы отпустим гнев, мы сможем справиться и с болью. Прощение — это всегда риск: нам надо открыться тому, что причиняет нам боль, а это чревато новой болью. И на это нужна храбрость.
Подает пример
Возможно, самый мужицкий профит от прощения — это пример для тех, кто рядом. Когда люди увидят твое великодушие, они восхитятся тобой и возьмут с тебя пример. В следующий раз простят и они.