Не становимся ли мы тупее от чрезмерного использования смартфонов?
Ясутоси Маки
«Nikkei», Япония
Давайте попробуем хотя бы 10% времени в неделю не пользоваться ни интернетом, ни книгами, а подумать собственной головой.
Изменение положения дел в СМИ под напором технологий оказывает влияние не только на то, как мы получаем информацию, но и на наш мыслительный процесс. Например, после того как появились первые печатные машинки, их использование породило новую нишу в литературных стилях. Почему это происходит? Потому что наш мозг очень пластичен, он может подстраивать свои возможности под обстоятельства. Не могу не восхищаться мудрым подходом известного специалиста по средствам коммуникации Маршаллом Маклюэном и его теорией о том, как технологии медленно, но верно меняют наше сознание.
Множество исследований проводится по влиянию современных технологий, и в частности интернета, на человеческий мозг. Среди нескольких книг на эту тему можно выделить бросающую вызов своим названием «Интернет-дураки» Николаса Карра (оригинальное название «The Shallows»). Эта книга описывает, какое влияние оказывает интернет на наш мозг.
Снижение мыслительных способностей в результате изменений мозга рассматривается и обсуждается как довольно серьезный вопрос. Попробую написать об этом поподробнее.
Наш мозг в современном обществе
Различные исследования подтверждают тот факт, что в современном обществе наш мозг в результате постоянного использования интернета действительно претерпевает изменения.
Во-первых, повысились способности поиска информации и восприятия больших объемов информации. Теперь многие люди имеют свободный доступ к поиску Google, где могут найти информацию, обработать ее и высказываться «более весомо».
Во-вторых, мы стали справляться с многочисленными задачами одновременно. По этому поводу существуют предположения Сандры Аамодт и Сэма Ванга в их книге «Понятие устройства мозга в современной неврологии». Теперь мы стали с легкостью составлять материалы, при этом одновременно переписываясь в чате в Facebook, обмениваясь письмами по Gmail и просматривая последние новости в Twitter.
Однако часть способностей мы теряем. Проще говоря, падают возможности концентрации и мышления.
Во время совещаний мы постоянно проверяем свой телефон, даже не задумываясь об этом, во время работы проверяем почту и комментарии в интернет-сообществах, в результате чего у большинства из нас теряется внимательность, мы становимся неспособными к спокойному размышлению об одной вещи. Из-за того, что сайты упрощаются и обобщаются, падает способность к восприятию длинных предложений в контексте. В мире, где можно моментально получить информацию, сделав запрос в поисковике, падают способности к запоминанию и продолжительному хранению информации. Недавно Такафуми Хориэ мне сказал: «Статьи в интернете слишком длинные. Я хочу сделать новостной сайт, в котором все новости будут сводиться к 400 символам», - и это тоже можно отнести к побочным эффектам изменений в нас самих.
Жить в отрыве от технологий трудно, поэтому можно назвать такие изменения практически необратимыми, и, возможно, наша способность мыслить будет продолжать понижаться до довольно низкого уровня. Например, выросло количество случаев, когда человек, пользуясь информацией из интернета, приходит к на первый взгляд замечательным выводам, но вся его теория рушится как карточный домик: если попробовать копнуть поглубже, то он просто не сможет ответить.
Падает способность применения знаний
Я говорю о способности мыслить, которая заключается в том, чтобы использовать как рычаг имеющиеся знания для построения более сложных логических выводов. Можно отнести сюда и способность давать ответ на основании ограниченной информации, например, в условиях шоу-викторины.
Проще говоря, качество интеллектуальных выводов является произведением количества знаний на мыслительные способности, для правильных выводов требуется наличие и того и другого в равной степени. Даже если у вас есть обширные знания, но вы не можете правильно их организовать, то в итоге получается неудобоваримый материал, в котором все свалено в кучу. С другой стороны, какими бы блестящими не были ваши умственные способности, но заключение, которое не базируется на знаниях, в итоге становится не более чем выражением личного мнения, таким образом, попусту растрачиваются шансы «попасть в высшую лигу».
В настоящее время с нами происходит процесс увеличения объема знаний с одной стороны и падение мыслительной способности с другой. Сам я все острее ощущаю снижение мыслительной способности по сравнению со своим детством, когда я мог вычислить ответ только по имеющейся у меня информации. Если люди, жившие в древности, владели небольшим пластом знаний и относительно высокими умственными способностями, то, возможно, они так и поддерживали продукт их совместных усилий - информационное наследие - на определенном уровне, но было ли это так на самом деле, мы не узнаем.
Привычки для того, чтобы не потерять способность к мышлению
Возможно, мы сможем создать намного больше, чем люди прошлого, если будем поддерживать свои мыслительные способности, которые, основываясь на знаниях, выведут нас на более высокий уровень логических выводов. Превосходный шанс находятся прямо у нас под носом.
Итак, что же делать для того, чтобы поддерживать свои мыслительные способности? Наш мозг, как я упомянул в самом начале, приспосабливается под наш ежедневный образ жизни. Именно поэтому для того, чтобы поддерживать свои способности к мышлению, необходимо выработать определенные привычки. Существует множество методик, предлагаемых различными людьми, и я привожу четыре самых примечательных способа.
1) Определить дни, в которые вы не будете выходить в интернет.
В последние годы компьютер позволил обрабатывать большие объемы данных, вместе с этим интернет сервисы постепенно захватывают все больше нашего времени, в результате это отвлекает наше внимание. Конечно же, невозможно постоянно жить без интернета, но можно, например, в выходной оставить компьютер и телефон дома и выйти на улицу, вооружившись только тетрадью и ручкой.
2) Писать длинные и качественные тексты.
Взять за правило писать тексты объемом не менее 3 тысяч знаков. При этом нельзя уделять внимание только объему, нужно тщательно выбирать слова и связки, регулярно уделять время написанию текстов. Дело в том, что написание качественного текста определенной длины напрямую связано с необходимым для мозга процессом прояснения и упорядочивания мыслей.
3) Не обращаться к поисковику сразу же.
Когда возникает какой-то вопрос, не следует моментально обращаться к услугам поисковиков, лучше попробовать напрячь память и попытаться ответить на вопрос, а уже затем приступить к поиску. Это как в телевикторине, когда нужно самому подумать над ответом, а уже потом увидеть правильное решение. Зачем это делать? Для того чтобы не потерять способность думать своей головой в среде, когда ответ есть всегда под рукой.
4) Смотреть своими глазами.
Не полагаться исключительно на информацию в интернете, ездить на места событий и напрямую получать информацию, основываясь на свои ощущения. На месте событий можно уловить то, чего не передают СМИ: это атмосфера, температура, запахи и так далее. Если вы попробуете осмыслить ситуацию после того, как побываете на месте, то ваши выводы станут на порядок глубже.
Возможно, даже проделав такие упражнения, ваши ответы на все те же вопросы на первый взгляд не будут отличаться. Однако даже если сами выводы останутся неизменными, убедительность ваших доводов будет сильнее в том случае, если вы полностью использовали возможности мозга, также вы сможете применять полученные в одной сфере знания в других областях.
Старое новое, проблема технологий и мышления
Проблема того, что развитие технологий ослабляет способность размышлять, появилась далеко не в 21 веке. Например, изобретение печатного станка оказало на людей своего времени примерно такой же эффект, как и появление интернета на нас. Результатом развития печатных технологий стало повсеместное распространение книг, которые до этого были к услугам только горстки людей.
Во время распространения книг по миру (даже тогда ситуация была на порядок лучше, чем сейчас) Шопенгауэр написал следующее предупреждение.
«Читать - значит думать чужою головой, вместо своей собственной. Но для самостоятельного мышления, которое стремится выработаться в нечто целое, в некоторую, хотя бы и не строго завершенную систему, ничто не может быть вреднее, как слишком сильный приток посредством чтения чужих мыслей, потому что они, принадлежа порознь различным умам, иной системе, нося другую окраску, никогда сами не сольются в одно целое и не дадут единства мышления, знания воззрения и убеждения, а, скорее, образуют в голове легкое вавилонское столпотворение и лишают переполненный ими ум всякого ясного взгляда и таким образом почти его расстраивают.
В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что собственно только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя».
Оригинал публикации: スマホを使いすぎて、バカになっていませんか?
источник перевода(Артур Шопенгауэр. О самостоятельном мышлении. Гл. XXII из "Parerga und Paralipomena")
Тренировать свои способности, изменяемые технологиями
Индустриальная революция изменила физический облик человека. Например, после того как мы получили средства передвижения, наши ноги стали слабее. Люди, почувствовавшие опасность таких изменений, приобрели привычку к бегу, стали сознательно прибегать к тренировкам своего тела.
Информационная революция изменит человеческий мозг. Возможно, эта революция лишит нас способности к мышлению, что не выдержит никаких сравнений даже с распространением печати.
Вполне возможно, что через несколько лет у нас появится необходимость специально тренировать свое мышление так же, как несколько десятилетий назад жители развитых стран столкнулись с необходимостью намеренно тренировать свое тело. Я привел четыре способа, которым можно уделять не более 10% вашего ежедневного времени. Давайте попробуем развить в себе привычку мыслить самостоятельно, не полагаясь во всем только на СМИ.