Есть такая профессия: «Закрыватель» изобретений
Известно, что развитие науки и техники во все времена (Средние века брать не будем, хотя и тогда кое-что изобретали) подчинено закону прогресса, то есть движется только вперед. Создаются новые, более сложные и совершенные машины и бытовые приспособления, делаются открытия.
Назад, казалось бы, пути нет, ведь обнаруженное однажды не закроешь вновь? А вот кое-кто считает иначе - те, кому то или иное изобретение поперек горла стоит, невыгодно или неугодно. Они мало перед чем останавливаются! Вот о некоторых из таких «закрывателей» мы и хотим вам сегодня рассказать.
Визит «закрывателя»
У Станислава Лема есть юмористическая пьеса «Приемные часы профессора Тарантоги». Этот персонаж Лема - выдающийся ученый, на прием к нему приходят за поддержкой самые разные Околонаучные чудаки, и не только они. И вот один из посетителей заявляет профессору: «Я не изобретатель и не открыватель. Я антиоткрыватель, иначе говоря, закрыватель. Глубокий анализ всемирной истории во всей ее совокупности привел меня к выводу, что человечеству не нужны уже никакие открытия. Напротив, оно страдает от их избытка. И я решил помочь человечеству. Каким образом? Путем закрытия особенно вредных открытий».
Безобидная литературная шутка? В данном случае да. Но в реальной истории человечества «закрывателей» хватало. Причем далеко не безобидных шутников.
Выбор оружия
Первая мировая война. Немецкие ученые разрабатывали методы применения жидкого кислорода в качестве взрывчатки. Но применение результатов их работы было крайне невыгодно крупнейшему химическому концерну «И.Г. Фарбен», производившему взрывчатку «традиционную». Успех кислородной программы поставил бы его прибыли под угрозу. Что же тогда произошло?
Срочно собрался «Совет богов» (так иронично называли орган управления концерна). Недолго думая он принял решение: некоторых из ученых, занятых в этой программе, подкупить для торможения исследований. Также подкупить и прессу, чтобы она печатала только сообщения о неудачах проекта. А в качестве радикальной меры предполагалось нанять диверсантов и уничтожить кислородные трубопроводы. Судя по тому, что кислородный проект так и не вышел из начальной стадии, тактика «Совета богов» оказалась успешной.
«Шведская спичка» (почти по Чехову)
Испокон веков люди добывали огонь, в сущности, одним и тем же способом, с незначительными вариациями: кремень, кресало, те или иные предтечи современной зажигалки. У этого способа было много недостатков, он очень неудобен и громоздок. И вот изобретены спички. Куда уж лучше? Быстро, легко и удобно. Но и у них имелся недостаток, и очень серьезный. Каждую спичку можно зажечь только один раз, после чего ее приходится выбрасывать. Ладно еще в городе, где сразу можно купить другой коробок. А вот, скажем, в экспедиции, в полевых условиях? Вспомните одну-единственную спичку у героев Жюля Верна, попавших на необитаемый остров...
Так нельзя ли обойти этот «спичечный порок»? Об этом задумался в 1928 году немецкий химик Фердинанд Рингер. Задумался и... изобрел спичку, которую можно было зажигать до 1000 раз! Изобретатель принялся за выпуск своего детища.
Но не тут-то было. На пути начинания Рингера встал крупнейший шведский трест во главе с «королем спичек» Ива-ром Крюгером, тогдашним мировым монополистом в этом бизнесе. Понятно было, что такая конкуренция разорила бы этого Крюгера подчистую! Крюгер решил купить изобретение Рингера, что называется, на корню и «закрыть» его.
Однако Рингер оказался не так прост. Он отверг все предложения о покупке, основал фабрику и начал производство. Крюгер пришел в ярость. Сначала он распорядился ограбить изобретателя и похитить секрет. Не вышло. Тогда в ход пошел подкуп сотрудников Рингера и даже членов его семьи. Снова мимо. Наконец, на изобретателя было совершено несколько покушений подряд. Не выдержав давления, Рингер сдался. Фабрика его захирела и в 1937 году прекратила существование.
Ну а что же с самим секретом? Где «вечная» спичка теперь? Увы, этого не знает никто. Едва ли заинтересованным фирмам это выгодно и сегодня. Загляните на кухню и встряхните коробок спичек. Сколько раз зажжется каждая из них? Вот так-то.
Крах операции «Монастраль»
История почти повторилась, только на сей раз место действия - Америка, а время - 1930-е годы. Американские химики создали новое вещество, которое назвали «монастраль». Этот полуфабрикат годился для производства самых различных красок и лаков. Также он был почти идеальным средством для окрашивания тканей. Окрашенные мона-стралем джинсы были просто обречены стать сверхмодными - прочность, стойкость краски, надежность, красота.
Но, как и в случае с Ринге-ром, вмешались монополисты. На этот раз - концерн «Дюпон», производивший традиционные красители. Он не стал размениваться на мелочи. Сразу пошла в ход тяжелая артиллерия. Решено было нанять исполнителей для добавки к рыночным партиям монастра-ля веществ, которые портили бы ткань при отбеливании или нагревании. Но и этого «Дюпону» показалось мало. Вторая хитрость - подмешивать ядовитые химикаты, раздражающие кожу. Вот что буквально говорилось в протоколе «исторического» заседания совета директоров: «Едкие вещества, смолы и растворители разъедают кожу и вызывают сыпь. Было бы целесообразно применять такие смеси в сочетании с красителем СРС (официальное название монастраля), ткани будут раздражать кожу».
Много лет минуло с той «легендарной» поры. А мы до сих пор не носим красивые и удобные джинсы и рубашки, окрашенные монастралем...
Бензиновая афера
В годы Второй мировой войны португальский инженер Винсент Амат изобрел установку для получения синтетического бензина из бурого угля. Бензин его поначалу спроса не находил - он был значительно дороже обычного. Но война шла к концу, и в условиях связанного с этим резкого кризиса синтетический бензин Амата стал богатейшим источником прибыли. Разбогател и сам изобретатель, но... ненадолго.
Закончилась война. Прошло два года, и «закрыватели» пошли в атаку. Они добились того, что Амата привлекли к суду и посадили за «мошенничество», «фальшивое изобретательство» на 18 лет. Просто бывшие компаньоны инженера рвались завладеть его открытием только для себя...
Но Амат оказался, что называется, не робкого десятка. Он сумел найти подход к директору тюрьмы и с его помощью (там же, в застенках!) построил другую установку для получения синтетического бензина. Более простую, примитивную, но она работала! И вскоре Амат стал снабжать синтетическим топливом другие тюрьмы. Вот пример истинной предприимчивости и твердости духа, достойный подражания! Дело, разумеется, пересмотрели. После семи лет заключения инженер был освобожден. На этот раз изобретение «закрыть» не удалось.
Катастрофы не будет, но...
Это были, как говорится, еще цветочки. А вот то, что произошло в начале 1960-х годов в предместье Страсбурга под названием Кёнигсхофен, уже и для «закрывателей», пожалуй, слишком. Но расскажем обо всем по порядку.
В результате полицейской операции были арестованы двое западногерманских представителей французской компании «Брюннер и Конфран Мотор Ойл». Обвинения звучали грозно - промышленный шпионаж, саботаж, покушение на диверсию. Кто же были эти люди и почему против них выдвинули столь серьезные обвинения?
Дело в том, что на одном из предприятий компании была сконструирована электропечь, считавшаяся по тем временам последним словом техники, суперновинкой. Это весьма обеспокоило западногерманских производителей электрических печей, которые до тех пор горя не знали.
Ну вот, узнали, но духом не пали. Действия велись прямо-таки, без преувеличения, военные. Была создана сабо-тажная группа с заданием -помешать выпуску новой печи любой ценой. Проникнув на предприятие, диверсанты (можно называть их так) пытались похитить чертежи, портили оборудование, вызывая высокий Фарбен» процент брака... Но результаты этой деятельности все казались им какими-то ничтожными, мало отвечающими требованиям нанимателей.
Тогда двое из этой группы - Франц Рихтер и Генрих Коллер - решили ни много ни мало... взорвать завод вместе со всем персоналом. Лишь героические усилия полиции предотвратили чудовищное преступление. Как сообщалось в полицейском заявлении для прессы, в случае успешной реализации замысла преступников под руинами оказались бы погребенными завод и большая часть Кёнигсхофена.
Никогда не говори «никогда»
Как видим, тормозить прогресс можно, и даже весьма успешно. И никто не поручится за то, что это не происходит и в наше время. Напротив, есть множество свидетельств противоположного - от поисков лекарства против СПИДа, торпедируемых медицинскими карте*лями, получающими астрономические дотации на исследования, до экологически чистых автомобильных двигателей, невыгодных нефтяным корпорациям. Но это уже другая история.
Автор: Андрей Быстров
источник