Ложные чудеса и знамения антихриста
Обольщая людей, антихрист покажет многие изумительные чудеса. Избранный сосуд Божий, апостол Павел, говорит: «Его пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением».
В толковании на эти слова Св. Иоанн Златоуст рассуждает: «Со всякой силой и знамениями и чудесами ложными — сказал, т. е. антихрист покажет всякую силу и все, что возможно, к обольщению, но не сделает ничего истинного» (Бес. 4-я). И творит великие знамения, говорится в Апокалипсисе, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить, он обольщает живущих на земле.
О чудесах антихриста упоминается и в Евангелии от Матфея: «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Множественное число сказуемого «дадут» указывает на то, что ложные чудеса будут творить не только антихрист, но и его последователи. Антихрист, по отеческим толкованиям, будет великий чародей и волхв.
Апокалипсис указывает на три вида чудотворений:
1) Для обольщения множества людей антихрист сведет с неба огонь. Об этом чуде св. Андрей Кесарийский говорит: «не удивительно, что для обольщенных очей виден будет огонь с неба. Мы знаем, что, по Божьему попущению и действию сатаны, ниспал с неба огонь и опалил стада Иова».
2) Вложит великий чародей дух в образ зверя, отчего сей образ будет говорить. Тот же святой об этом говорит: «Повествуют, что демоны нередко говорили посредством статуй и изображений, вод и деревьев, через Аполлонову статую и другие. Думаю, что и через мертвые тела, как, например, Симон волхв при апостоле Петре показал римлянам мертвого движущимся. Апостол обличил его, показав, как восстают мертвые, которых он сам воскресил».
3) Антихрист притворится мертвым и потом воскреснет. Указанными чудесами он удивит весь мир! Что же касается совершения антихристом и его помощником «великих знамений», то, наука и техника и теперь «творят чудеса». К тому времени будет сделан еще целый ряд великих на учных открытий и изобретений. И теперь многие открытия, которые имеют или могут иметь военное значение, государства держат в секрете.
Еще больше таких тайн у государственной власти будет в царстве антихриста. Очевидно, антихрист и его главные помощники будут использовать эти тайные изобретения как доказательства своей гениальности и своего могущества. Кроме того, и теперь на спиритических сеансах совершается много чудесного с помощью бесов, так как спиритизм есть ничто иное, как общение с духами зла. В те же времена общение со злыми духами станет, естественно, настолько тесным и распространенным, что преграда между жизнью людей, как материальных существ, и царством злых духов почти исчезнет.
По глубине своего падения во зло люди сами станут как бесы, а бесы будут жить среди людей и в людях... «Антихрист сотворит ложные чудеса — одни мнимо, другие естественным образом, как некогда творили египетские мудрецы. С развитием науки и техники в наши дни такие «естественные» чудеса или, другими словами, такие фокусы сотворить гораздо проще, чем ранее. Поразительны сообщения печати о том, что на Западе проводятся опыты, в которых химические средства используют, чтобы содействовать «расширению сознания» до сфер «мира невидимого».
С помощью электрической стимуляции деятельности мозга человек может приобрести личный опыт «божественного». «Будучи отец лжи, антихрист посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем, как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых презирающих, тогда как не было исцеления». Не подобное ли творят ныне всякого рода колдуны, экстрасенсы, маги? Вспомним хотя бы нашумевшее в свое время и показаное по телевидению оживление мертвеца колдуном Лонго или «телевизионный мост» по проведению безнаркозной операции по одному только внушению Кашпировского с последующим грандиозным для «телемага» скандалом... «Мучитель этот будет переставлять горы, в одном лживом призраке, а не в действительности.
В присутствии многолюдной толпы из многих народов и сословий, восхваляющих его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет: «познайте, все народы, великую силу моей власти. Вот пред всеми вами повелеваю этой великой горе, стоящей напротив, чтобы она, по слову моему, из-за моря перешла теперь сюда к нам».
И скажет скверный: «повелеваю тебе, переходи сейчас сюда чрез море». И в глазах зрителей гора пойдет, нимало не подвигшись со своих оснований. Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний Бог, над тем не будет иметь власти этот всескверный, но станет обольщать мир чародейными мечтами. Также другой горе, лежащей в глубине великого моря, в виде весьма великого острова, повелит сойти со своего места и в удовольствие зрителей стать на суше, на приятных берегах. И хотя остров вовсе не двинется из моря, однако, будет казаться горою, стоящей на суше. Еще змий сей прострет руки и соберет множество пресмыкающихся и птиц.
Подобным образом ступит на бездну и пойдет по ней как по суше, представляя все это мечтательно. И многие поверят и прославят его, как крепкого Бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи; и искреннею верою в точности увидят они и узнают его. Всякий, кто имеет в себе страх Божий, и у кого светлы сердечные очи, в точности будет знать, что ни гора не двигалась с места своего, ни остров не переходил из моря на сушу. Все же сие будет совершать антихрист именем своим. Ибо не потерпит, чтобы именуемо было пречистое имя Отца и Сына и Святого Духа, потому что будет он богоборец и сын погибели.
Когда же совершится сие по сказанному, и народы поклонятся ему и восхвалят его, как Бога, Всевышний на небесах со дня на день будет являть гнев Свой и отвратит лицо Свое от него. И будут, наконец, тяжкие глады, продолжительные язвы, непрестанные землетрясения, повсюду оскудение пищи, великая скорбь, повсюду теснота, непрестанные смерти, великий страх, несказанный трепет. Тогда небеса не дадут дождя, земля не будет приносить плодов, источники иссякнут, реки иссохнут. Трава не будет расти, не покажется на земле зелени; дерева померзнут в корнях и не дадут отпрысков; рыбы и киты в море изомрут. И море издаст такое заразительное зловоние и такой страшный шум, что люди будут падать без чувств и умирать от страха». «Антихрист будет великим волхвом, волшебником и чародеем, он будет орудием диавола с самой своей юности и удивит людей своей лживой силой, подобно волхвам египетским, производя чудеса при сатанинской помощи. Он будет способен обольстить отступивших от Бога человеков, когда в лютую зиму заставит возрасти стебелек, или возведет огонь с неба, или будет летать по воздуху без помощи летательного аппарата.
Такие «чудеса» и поныне совершают индусские факиры, брамины, аравийские дервиши и... иллюзионисты в цирках». «Может ли иметь особенную достоверность знамение с небес? Требовавшие такого знамения, конечно, требовали его, приписывая ему эту достоверность. Можно ли заключать, что знамение с неба есть непременно знамение от Бога? Из Божественного Писания видно противное.
Само выражение «знамение с небес» очень неопределенно: тогда относили, да и ныне большинство человеков, не знакомых с науками, относят к небу то, что совершается в воздухе и в пространстве надвоздушном. Так, солнце, луна, звезды признаются находящимися на небе, между тем как они плавают в пространстве; дождь, гром, молния называются явлениями небесными, между тем как эти явления совершаются в воздухе, в земной атмосфере, принадлежат положительно земле. Священное Писание повествует, что, по действу диавола огонь Божий упал с неба и опалил овец праведного Иова.
Очевидно, что этот огонь образовался в воздухе, как образуется в нем молния. Симон волхв удивлял чудесами слепотствующий народ, который признавал действовавшую в нем силу сатаны великою силою Божиею. Особенно привел Симон в удивление идолопоклонников-римлян, когда в многочисленном собрании их, объявив себя богом и свое намерение вознестись на небо, внезапно начал подыматься в воздухе. Повествует об этом блаженный Симеон Метафраст, заимствуя поведание из древнейших христианских писателей. Страшное бедствие — отсутствие в человеке истинного Богопознания: оно принимает дела диавола за дела Божий.
Пред Вторым Пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, — восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. В особенности сам антихрист будет обильно расточать чудеса, поражать и удовлетворять ими плотское мудрование и невежество: он даст им знамение с небес, которого они ищут и жаждут. Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления: немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией. Антихрист будет принят очень поспешно, необдуманно.
Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они — чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта.
Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе. Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих. Причина сильного влияния антихриста на человеков будет заключаться в его адском коварстве и лицемерстве, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло, в его необузданной и бесстыдной дерзости, в обильнейшем содействии ему падших духов, наконец, в способности к творению чудес, хотя и ложных, но поразительных.
Воображение человеческое бессильно для представления себе злодея, каким будет антихрист; несвойственно сердцу человеческому, даже испорченному, поверить, чтоб зло могло достичь той степени, какой оно достигнет в антихристе. Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания: не понимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему.
Вострубит он, назовет себя обетованным Мессией: воскликнут в сретение его питомцы плотского мудрования; увидев славу его, могущество, гениальные способности, обширнейшее развитие по стихиям мира, провозгласят его богом, соделаются его споспешниками. Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия.
Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкою. Откроет антихрист пред человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес, необъяснимых современною наукою; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю.
Знамения антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое преимущественно господствует сатана. Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его. Святой Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что антихрист совершит дела великие, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки.
На это знамение указывается Писанием, как на высшее из знамений антихриста, и место этого знамения — воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем. Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их; утонченные, придуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставят их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством, и мнению их будут придавать особенную немощь; общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием. Лишь при особенном содействии Божественной благодати, под руководством ее, избранные Божий возмогут противостать врагу Божию, исповедать пред ним и пред человеками Господа Иисуса».