Как появились названия месяцев в календаре
Как появился современный календарь, сейчас известно достаточно хорошо. Хотя, некоторым может показаться, что если летосчисление в нём ведётся от Рождества Христова, то и появился он именно в это время. Однако на второй взгляд, эта версия кажется довольно абсурдной. Даже если признать, что Христос существовал и родился в нулевом или первом году нашей эры, кажется весьма сомнительным, что люди начали отсчёт летосчисления ровно в момент его рождения, о котором, если верить христианским мифам, знали в то время только волхвы. Если покопаться в истории, можно обнаружить, что введение календаря, очень близкого к тому, которым мы сейчас пользуемся, и современного летосчисления разнятся больше чем на 500 лет!
Календарь был введён ещё в 45-м году до н.э. Юлием Цезарем, который реформировал старый римский календарь, основанный на астрономической культуре эллинского Египта. Конечно, тогда этот год не считался 45 до нашей эры. Годы в то время вообще не нумеровались, а обозначались по именам правивших тогда консулов.
Только в 16-м году до нашей эры наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летосчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.). Зато всё остальное в этом календаре, названом в честь его основателя, Юлия Цезаря, юлианским, было почти так же, как в современном: год делился на 12 месяцев, в каждых трёх из четырёх годов было 365 дней, а в каждом четвёртом (високосном) — 366. Даже названия месяцев и количества дней в них были такими же, как сейчас. Единственным небольшим отличием от современного календаря было отсутствие одной маленькой поправки на один день примерно раз в сто лет, которая позволяет сделать среднюю продолжительность года почти точно соответствующей астрономическому году.
Что же означают названия месяцев нашего года?
Ясно, что они тесно связаны с римской историей и культурой.
Январь (лат. Jānuārius mēnsis «Янусов месяц») получил своё название в честь двуликого римского бога Януса. Название символически означает «дверь в год».
Февраль (лат. Februārius mēnsis «очистительный месяц» от лат. Februa «праздник очищения») берёт своё название от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связанного с ним обрядами очищения (februa, februare, februum), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февраля), выпадая по староримскому лунному календарю на полнолуние.
Март (лат. Mārtius mēnsis — Марсов месяц) назван в честь древнеримского бога войны Марса.
Апрель. Насчёт происхождения названия этого месяца есть несколько версий:
• от латинского глагола aperire — «открывать», потому что в этом месяце в Италии открывалась (начиналась) весна, зацветали деревья и цветы.
• от латинского слова apricus — «согреваемый солнцем».
• от Aphrilis, что есть отсылка к греческой богине Афродите (также Aphros). Именно эта греческая богиня соответствовала римской Венере, которой был посвящён апрель.
Май (лат. mensis Majus — «месяц богини Майи») был назван в честь греческой богини Майи, которая отождествлялась с римской богиней плодородия Bona Dea (Добрая Богиня), чей праздник приходился на это время.
Июнь (лат. Junius — «месяц Юноны») Наиболее распространённой версией происхождения названия этого месяца является версия его происхождения от имени римской богини Юноны, супруги Юпитера.
Июль (лат. Julius — «месяц Юлия») Был назван в честь Юлия Цезаря, родившегося в этот месяц и основателя календаря.
Август (лат. augustus — «месяц Августа») был назван в честь Октавиана Августа. Этот месяц получил своё название несколько позднее, во времена правления императора, в честь которого назван, как наиболее счастливый для него месяц.
Все остальные месяцы от сентября до декабря получили свои названия от латинских числительных, которые обозначали номер соответствующего месяца в староримском календаре.
Любопытно, что нумерация месяцев в юлианском календаре была смещена на два месяца назад по сравнению с древнеримским, поэтому сейчас девятый по счёту месяц — сентябрь мы называет латинским словом «седьмой», десятый — восьмым и т.д.
Что касается современного летосчисления, то оно было предложено римским аббатом Дионисием Малым только в 525 году на основе вычисленного им года рождения Христа и с тех пор стало распространятся по всему миру. В Россию оно пришло совсем недавно, только в 1700 году, при Петре I.