Почему нет настоящих друзей?
Бывает, живет человек и очень хочет, чтобы рядом с ним были приятные люди. Сам тянется к людям. И зла им не желает, верит в хорошее. Но на протяжении всей жизни он одинок. Потому что люди к нему не тянутся. Даже если удается создать свою семью, душевное одиночество все равно остается: друзей найти так и не удалось.
Бывает, живет человек и очень хочет, чтобы рядом с ним были приятные люди. Сам тянется к людям. И зла им не желает, верит в хорошее. Но на протяжении всей жизни он одинок. Потому что люди к нему не тянутся. Даже если удается создать свою семью, душевное одиночество все равно остается: друзей найти так и не удалось.
Бывает, что друзья ассоциируются с безусловными сторонниками твоей позиции, твоей точки зрения. Друзья – твои союзники. Они нужны, чтобы жить. Если ты отвергнут – жизнь в опасности. Странная, нелогичная, необъяснимая проекция – во многих судьбах.
Часто потребность в признании переносится на родственников. Человек ощущает постоянную потребность быть для них хорошим. Быть хорошим, чтобы не стать отверженным. У таких людей друзей, как правило, либо нет, либо мало. А перед родственниками они всегда плохие. Несмотря на все свои старания. И тут неминуемы обоюдные обиды.
Бывают и другие проявления проблемы. Однажды я заметила за собой, что, несмотря на все прилагаемые усилия и работу над собой, продолжаю болезненно реагировать на неприятие, выражающееся в критике моей личности, в обидных словах о моем творчестве (ощущение «непризнанного гения»), в разного рода оппозициях и, самое главное, в моем ощущении: меня отвергают.
Как только возникала ситуация, хоть чем-нибудь напоминающая неприятие, так я сразу превращалась в «ежика». Начинала защищаться, оправдываться, агрессивно «нападать». Я так сильно хотела, чтобы хоть кто-нибудь меня понял, встал на мою сторону. Но, как правило, люди ополчались против меня. И я оставалась со своей бедой одна. Вот тут-то и вспоминала о несуществующих друзьях-союзниках. Они могли бы мне помочь?
Как страшно было это ощущение отверженности! Просто невыносимо! Мне казалось, что так жить невозможно! Я чувствовала не только моральную, но и физическую слабость. В состоянии конфликта ноги подгибались, в коленках начиналась дрожь, учащалось сердцебиение, словно моей жизни действительно что-то угрожало. Я не могла работать, радоваться, когда меня не принимали, не понимали!
Это нормальный человек знает, что всем не угодишь. И появление противников любых идей так же прогнозируемо, как и появление сторонников. Но мое больное восприятие концентрировалось только на противниках. И вся жизнь превращалась в муку.
С этой проблемой не справиться одними словами, фразами или даже пониманием. Необходимо нечто большее.
Если в вашей жизни были подобные ощущения, понаблюдайте за собой. Возможно, вам также знакомы такие особенности:
• В мыслях вы постоянно «смотрите на себя глазами других людей». Допустим, произошел конфликт. Ситуация давно закончилась, оскорбивший сказал свое слово и забыл про это. А вы прокручиваете все эти слова и детали произошедшего, как заезженную пластинку.
• Вы не можете вовремя остановиться, завершить конфликт «ни на чем», уйти из беседы. Чувствуете боль, но продолжаете «нападения». Боретесь за свое право на «последнее слово» (последнюю точку).
• В обычной ситуации можете долгое время пребывать в мыслях о том, как воспримется, например, ваше письмо. И вы подолгу перечитываете все «глазами собеседника» или зависаете в переживаниях о том, как со стороны воспринимается ваше мнение, поведение: «А что мне скажут в ответ?», «А что они подумают?», «А как я выгляжу со стороны…?», «А понравится людям или нет?», «А когда я получу признание?». Причем это даже не вербальные вопросы, а болезненные, беспокоящие ощущения. Они глубокие, подсознательные.
Все люди разные и ситуации, соответственно, тоже разные. Бывают и другие проявления. Общее одно: вы не приемлете отвержение себя.
Я жила в подобных ощущениях долгое время, даже не осознавая их. Считала такую модель поведения нормой.
Автор: Наталья Москалева
shkolazhizni.ru