КРЕСТОНОСЦЫ ПРОТИВ БЕЛОЙ РУСИ
КРЕСТОНОСЦЫ ПРОТИВ БЕЛОЙ РУСИ
(к 600-летию Грюнвальдской битвы)
В нынешнем году, 15 июля, исполняется 600 лет Грюнвальдской битве. К этому юбилею в минском издательстве «Харвест» выходит уникальная книга «Крестоносцы. Грюнвальдская битва», в которую вошли интереснейшие, практически неизвестные материалы, охватывающие более чем двухсотлетний период противостояния населения Белой Руси агрессии крестоносцев. По сути, это хрестоматийная история «Натиска на Восток», изложенная прежде всего самими крестоносцами, их хронистами и летописцами языком документов (многие из которых не переиздавались столетиями) и свидетельств участников событий. Предлагаемый вашему вниманию материал создан на их основе.
Энциклопедия «Третьего рейха» дает следующее толкование термина «Drang nach Osten» («Натиск на Восток»): это возникшая в раннем средневековье западная (германская) концепция колонизации восточных земель. Действительно, первый крестовый поход германцев против славян Папа Римский Евгений III благословил еще в 1147 году. Этот поход европейских (главным образом германских) феодалов против полабско-прибалтийских славян происходил под предлогом обращения в христианство язычников-славян одновременно со вторым крестовым походом в Палестину.
Инициаторами похода выступили саксонские феодалы и духовенство, стремившиеся вновь захватить славянские земли за рекой Эльба (славянская Лаба), утраченные ими после восстаний славян 983 и 1002 гг. Войско саксонского герцога Генриха Льва попыталось захватить земли бодричей, но под руководством князя Никлота бодричи предприняли активные действия против крестоносцев, вынудив их к миру. Другое феодальное войско, руководимое Альбрехтом Медведем, действовавшее против лютичей и поморян, также не добилось успеха. Однако в 1150—60-х гг. германские феодалы возобновили свой натиск, захватили земли лютичей и бодричей и двинулись дальше на восток.
Ударной силой крестоносцев на востоке Европы стали германские рыцарские ордены, приглашенные в Прибалтику и на земли Белой Руси польскими феодалами, желавшими чужими руками расправиться с язычниками-пруссами. Первый крестовый поход в Пруссию, организованный в 1222 году, состоялся при активном участии онемеченных польских князей Генриха Силезского и Конрада Мазоветского, епископов гнезненского, вроцславского, краковского, познанского, любуского и прочих феодалов.
Крестоносцы быстро почувствовали себя хозяевами на чужих землях. Обосновавшись в XIII в. на нижней Висле, они начали захватывать одну область за другой. Подчиняя и вырезая пруссов и полабских славян, тевтоны начали вклиниваться в глубь балтских и славянских земель, отсекая нашим предкам выход к Балтийскому морю. С начала XIII в. Полоцк и Витебск стали играть роль богатырских застав на пути агрессии крестоносцев в Подвинье и Понемонье, наглухо закрыв крестоносцам продвижение по Двине в глубь белорусских земель. С 1203 по 1413 годы население Белой Руси перенесло множество военных походов, сделав свой весомый вклад в дело борьбы народов Восточной Европы против агрессии крестоносцев.
Первыми в начале XIII века встретились с немецкими рыцарями жители Полоцкой земли и полоцких удельных княжеств, которые образовались на землях латгаллов. Здесь вел наступление еще один немецкий рыцарский Орден меченосцев, который был создан в 1202 году на землях нынешних Латвии и Эстонии рижским епископом Альбертом фон Буксгёвденом и утвержден в 1205 году Папой Римским. Немецкие рыцари разбили отряды ливов, захватили удобную Земгальскую гавань, на месте которой в 1201 году была построена крепость Рига. Этот город стал центром немецкой торговли и деятельности монахов-католиков во всей восточной Прибалтике. Строя небольшие каменные крепости и опираясь на них, рыцари-крестоносцы продвигались вверх по Западной Двине и угрожали Полоцку.
Ливы и латгаллы с давних времен платили дань полоцким князьям и поставляли им вспомогательные войска. Появление крестоносцев в восточной Прибалтике угрожало Полоцку потерей подвластных ему земель, поэтому отряды из Полоцка и иных русских городов помогали населению Латвии и Эстонии отбивать нападения рыцарей. Например, дружины полоцкого князя Владимира осадили две немецкие крепости летом 1203 года. В 1206 году полочане снова пришли на помощь ливам.
Полоцкому княжеству удалось отразить наступление немецких рыцарей с севера и отстоять свою независимость. Однако города-крепости Кукенойс (ныне Кокнэсе) и Герцике (Ерсика), основанные в нижнем течении Двины (по-латышски Даугавы) задолго до появления здесь немцев и бывшие вассальными княжествами Полоцкой земли (в них княжили сыновья полоцкого князя), были утрачены.
Когда рыцари приблизились к городу Кукенойс, в нем княжил Вячеслав (Вячка), который происходил из династии полоцких князей и подчинялся полоцкому князю Владимиру. С небольшой дружиной он долго и мужественно защищался от захватчиков, однако не получил своевременной помощи от полоцкого князя. В 1208 году Вячка вынужден был сжечь кукенойский замок и с дружиной в 200 человек перешел на славянские земли. Позже он командовал крепостью на территории эстов в городе Юрьеве (ныне Тарту) и погиб в жестоком бою с крестоносцами в 1224 году.
В 1209 году немецкие рыцари опустошили и сожгли второй древний форпост Полоцкого княжества в нижнем течении Двины — город Герцике (или Герцикэ). Когда крестоносцы ворвались на земли эстов, последние обратились за помощью к полоцкому князю Владимиру. В 1216 году полочане совместно с эстами и литовцами готовили большой поход против меченосцев. Однако в день выступления из Полоцка Владимир неожиданно умер (видимо, был отравлен подосланными людьми), и поход сорвался. Чтобы противостоять возрастающей угрозе, Полоцк и Витебск вынуждены были упрочнять политические связи с Новгородом.
Летом 1236 года войска Ордена меченосцев были разгромлены под Шяуляем объединенным белорусско-литовским войском. В 1240 году князь Александр разгромил на Неве войско шведских рыцарей. Добыть победу ему помогли полочане. Рассказывая о битве в одном из летописных произведений, современник отметил подвиги шести наиболее отважных воинов. Среди этих героев был назван и Яков из города Полоцка. Вооруженный только мечом, проявляя исключительное мужество, он напал на целый отряд («полк») шведов и один выдержал бой против рыцарей.
Эти поражения вынудили меченосцев пойти на объединение с Тевтонским орденом и создать совместный Ливонский орден со столицей в Риге. Рыцари и далее продолжали свою агрессию против народов Прибалтики и Белой Руси. За период с 1230 по 1284 гг. тевтоны подчинили Пруссию и сделали ее базой для своих походов на соседние территории. В противостояние им закалялась боевая выучка белорусских полков. Особенно проявили себя полочане и витебчане в битвах у озера Дурбе (1260 г.) и Ленаварденом (1261 г).
Вооруженные силы Ливонского ордена действовали не только в белорусском Подвинье. С 1250 года они начали осуществлять набеги в глубь Понемонья. Так, в 1250 году магистр Ливонского ордена Андрей фон Штирленд напал на Новогрудок, однако захватить его не смог. В 1284 году осуществили свой первый поход на Гродно крестоносцы из Пруссии. Сюда они приходили еще около 20 раз. Начиная с середины XIII века и по 1345 год крестоносцы совершили свыше трех десятков походов, Прусский орден — около семидесяти, а Ливонский — порядка тридцати. В годы правления Кейстута (1345—1382 гг.) союзное белорусско-литовское войско ответило тридцатью походами на Пруссию и десятью походами на Ливонию.
За относительно короткий период (37 лет) с обеих сторон было осуществлено 140 походов. При этом за последние 12 лет правления Кейстута (1370—1382 гг.) состоялось 75 походов. В среднем по 6 походов в год. Более 15 походов были осуществлены крестоносцами в годы правления Витовта (1352—1430 гг.). Последний захватнический поход крестоносцы из Ливонии осуществили в 1413 году.
Земли Белой Руси и Литвы щедро политы кровью их лучших сынов. Дорога к победе густо выстлана телами многих тысяч бесстрашных и славных витязей. О камни многих белорусских замков иступили свои мечи хищные чужестранцы. Помимо Гродно, они четыре раза безуспешно — в 1250, 1314, 1391 и 1394 гг. — штурмовали Новогрудок. Пять раз — в 1333, 1366, 1382 и 1386 гг. — видел их гордый и непокоренный город Полоцк. Трижды — в 1384, 1392, 1394 гг. — они пробовали взобраться на высокие стены Лидского замка.
Наибольшую славу непреступной твердыни, о которой знало всё европейское рыцарство, получил древний Гродно («Гарта» или «замок Гартен», как его называли прусские хронисты). Начиная с 1284 и по 1402 год, крестоносцы осуществили на это орлиное гнездо Понемонья около тридцати походов.
Более четверти века обороной Гродно руководил непобедимый князь Давид (Давыд) Городенский, который со своей дружиной ходил на выручку Новогрудку и Пскову, осуществлял кинжальные рейды в Пруссию, под Бранденбург и Франкфурт-на-Одере. Не одолев Давыда в открытом бою, немцы с помощью наемного убийцы — польского рыцаря Андрея Госта (Горста), по-предательски трусливо, в спину, убили его.
Пока население Белой Руси и Прибалтики отбивалось от немецких крестоносных агрессоров, в соседней Польше вестернизация и германизация приобрели огромный размах, поскольку им содействовали онемеченные польские феодалы и духовенство. Онемечивание населения Польши шло параллельно с усилением феодального угнетения, введением новых поборов. В XIII—XIV вв. во всех крупных польских городах верхи состояли из немцев и онемеченных поляков, а немецкие порядки и право господствовали во всем государстве. Все это привело к тому, что западные и северные польские земли в середине XIV в. полностью перешли во владение немцев и на много веков были утрачены для Польши.
Особенно возросло немецкое засилье при Казимире III, который в 1335 году отдал немцам Силезию, в 1343 году подарил крестоносцам польское Поморье и много других земель, тем самым отрезав Польшу от Балтийского моря. Уступая крестоносцам без боя исконно польские владения, Казимир III все силы Польши направлял на украинские земли и тем самым поддерживал немецкую колонизацию. При нем только во Львов переселилось 1200 немецких семей. Наследник Казимира III венгерский король Людовик, который сам в молодости участвовал в разбойничьих походах крестоносцев на Белую Русь и Литву, в 1380 году главой Польши поставил немца (мужа своей старшей дочери) Сигизмунда Люксембургского.
Если при Казимире III и Людовике Венгерском немцы захватывали польские земли частями, то после восхождения на польский престол в 1384 году Ядвиги (дочь Людовика, обрученная с Вильгельмом Габсбургом Австрийским) вся Польша должна была перейти в руки Габсбургов, ибо и сама Ядвига с семи лет воспитывалась при Венском дворе.
Видя опасность перехода всей Польши в руки немцев, часть польских феодалов, к тому же под напором собственного народа, были вынуждены пойти на ликвидацию договора с Вильгельмом Австрийским и начать переговоры с великим князем литовским Ягайло о его женитьбе на Ядвиге и союзе двух государств. Под руководством ставшего польским королем Ягайло и его двоюродного брата великого князя литовского Витовта 15 июля 1410 года близ деревеньки Грюнвальд состоялась решающая битва объединенных сил народов Восточной Европы (Польши, Руси, Прибалтики, Чехии, Валахии и др.) с крестоносцами, поставившая крест на германском более чем двухсотлетнем «Drang nach Osten».
источник