Урок драконологии
Старшекурсники заходили в кабинет драконологии, который на сегодняший урок был обвешан плакатами как самый обычный маггловский учебный кабинет.
- Да, сегодня мы займемся довольно скучным, видимо, вопросом, в котором, тем не менее потребуются знания многих наших лекций. Рассмотрим сегодня дракона как символ. Как чего? А как вы сами ответите на этот вопрос?
Элена прислушалась к ответам.
- Да - дракон и символ императора, и спрятанных сокровищ, и библейский символ зла... Все это так.Так кто же дракон? И как менялось его восприятие в мире?
Начнем с того, что дракон и змей в древних народах едины. И связаны они с водой и плодородием. Видимо, это было вызвано тем, что почти все древние циклы земледелия были связаны с разливами рек. Вода уходила и заболоченная еще местность кишела змеями. Сам облик извивающейся змеи похож на речной путь, отсюда стремление сделать символ священным. Неудивительно, что драконы стали повелителями рек.Нужно понимать, что это одновременно и злой, и добрый символ. Почти все изначальные боги дуалистичны. Им вообще неведомо понятие добра и зла. Разлив реки мог уничтожить поля, посевы и постройки. Но это означало плодородие земли и хороший урожай.
Откуда взялась легенда о том, что каждому дракону нужна девушка? Да тоже все очень просто. Древние народы считали живым все, что их окружает. В том числе и моря, и реки. Если река - живая, а символ ее - дракон, то что ему нужно для того, чтобы он был плодовитым? Правильно, девушка. Почему именно девушка тоже просто объясняется - во времена патриархата (а он царит почти везде на Земле), никто и подумать бы не смог связать божество реки с женским началом. Земля была женщинским началом. В землю садили семя. Земля поливалась водой, как семенем, отсюда обычай считать речное божество мужским и приносить девушек в жертву. Ну, далее еще более очевидно - считалось, что чем знатнее девушка, тем более довольным будет божество (ну, подумайте сами - с какой стати бог будет связываться с простолюдинкой?) Удивительно при этом как совпадало мышление людей не связанных еще континентов. Девушек приносили в жертвы божествам воды и в Чечен-Ице в Мексике, и в Ниле в Египте, и в Хуанхэ в Китае.
Следующим этапом стала борьба за справедливость. Девушек стал спасать Великий Герой (желательно с копьем на Белом Коне поражающий дракона). И тут уже лавина легенд, начиная с Георгия.
Плодородие и связь с мужским началом порождает идею о том, что дракон - фаллический символ (да и облик змеи и тут проглядывается). Греческие герои рождались от союза бога и земной женщины. Женщины проводили ночи в храмах, чтобы мужское начало в облике дракона зачало им дитя. Самый яркий пример исторически хорошо известен - Александр Македонский по словам его матери был зачат верховным богом (Зевсом или Аписом) в виде дракона. Аполлон рождает Августа, явившись в виде дракона к Атие. И это тоже было не только в Греции. Помните? Если женщина видела во сне дракона в Китае - к рождению героя.Заметим, что тут дракон связан с миром сновидений.
Дракон часто выступал как символ природных стихийных сил, которые непременно следовало покорить. Примеров тоже предостаточно. Кадм должен был сразиться с драконом, чтобы основать Фивы. Аполлон сражается с Пифоном для основания Дельф.Кстати, изначально дракон тоже - символ "тупой" стихии. Часто даже дракон самореализуется из Хаоса, как Тиамат. И несет, разумеется его разрушительную суть в своей основе. Дракон имеет ФОРМУ. Он не хаотичен, но хаос идет с ним везде.
Дракон также был символом сокровищ. Он и охраняет их, и находит. Китайский дракон знает где идут жилы земли (которые, кстати, тоже извиваются, словно змеи). Это развитие понятия "дракон - дикая стихия".
Древние скандинавы однозначно связывают дракона с охраной самого драгоценного. Только самому сильному и страшному доверено охранять сокровища. Рим делает дракона военным символом, взятым, кстати, от персидских племен. Это и мощь, и устрашение. Развитие этого символа переносит дракона на знамя страны и из военной эмблемы он становится эмблемой национальной. У скандинавских племен он охраняет добычу.В средневековье драконы охраняют города и казну.
Еще одной стороной именно этого понятия оказываются многочисленные мифы о проглатывании человека рыбой, драконом или змеей. Обычно человек (будущий Великий Герой) находит способ вылезти из темного брюха, после чего приобретает необычные способности. Он как бы рождается заново. "Проглатывание" человека китом, змеем или еще каким чудовищем несет на себе отпечаток идеи перерождения, получения мудрости, "второго рождения". Что часто толкуется как взросление ("социальное" рождение). И присутствует не только в Библии, но и почти в любом эпосе. Финского Вяйнямейена в «Калевале» проглатывает дочь Туони, Владыки Иного Мира.
Как любую стихию, дракона можно задобрить. Но нельзя победить. Великий психоаналитик Юнг считает, что образ дракона, борьба с драконом отражают внутреннюю реальность. Борьбу с животными началами и взросление. Классический период в 14-17 лет, который называют подростковым, это именно этот этап борьбы. Освобождение от влияния родителей и "новое рождение", обретение собственного Я, собственной психики, отдельной уже от психики старших.
Психоаналитик Э.Нойманн, последователь К.Юнга, в книге «Происхождение и развитие сознания», в основном посвящённой символу Змея, объясняет смысл уробороса как соединение двух противоположных понятий - мужского и женского начал, символ рoдов, Первичного Яйца, из которого появляется мир. Это рождение одновременно мира и психики индивида, ещё неразделимой с психикой родителей. Поэтому сражение со Змеем – это война детей с родителями, происходящая в каждой семье в любую эпоху.
Так что современный психоанализ толкует символ Змея или Дракона - как символ борьбы за независимость во всех ее проявлениях - от первой битвы с родителями до революций и преобразований планеты.
Именно поэтому дракон становится символом королей Британии. Он - знак их независимости.
Интересено появление дракона как символа зла. Встречается оно везде, поскольку дракон - природная стихия, а она стоит над всеми понятиями добро-зло, придуманными человеком, и, соответственно, дракон может быть и тем, и другим, но весьма активно использоваться стало в ранней христианской культуре.
Евангелия не знают дракона, но Ветхий завет дает нам аж трех - Змея-искусителя и два левиафана у Исаии и Иова. Про левиафанов мы уже фактически говорили. Кроме того, драконы встречаются в Псалтирях и получают полный простор в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Именно здесь дракон получит свое воплощение, которому еще много столетий будет следовать весь христианский мир. Дракон - это и есть Змей-Искуситель. Вселенское зло. Сам Сатана.
Как следствие секс тоже становится чем-то "плохим" и от этого мнения человечество лечится последние 2 тысячи лет.
Однако, противоречие легко найти. Давид в псалмах приглашает дракона "славить бога", что св.Августин, например, толковал так: дракон у Давида - символ самого большого животного.Мы с вами уже изучали драконов Месопотамии и вы можете понять, что скорее всего Давид действительно имел в виду совсем другого дракона. Более реалистичного и совсем не похожего на вселенского зло. (Мнения историков расходятся, но, вероятнее всего, для народов Междуречья, Нила, Иордана драконом должен был бы стать крокодил или его "помесь" со змеей). Христиане же впервые наконец-то разделили драконов на три части - летающих, подземных и подводных.
Но если мы вспомним, что христианская культура на самом деле имеет корни во всех соседних, в первую очередь в египетской, что неудивительно, поскольку Моисей вынес в своей голове именно его влияние, то можно попробовать понять почему вначале нейтральный в общем-то образ становится отрицательным. Египет уже отождествляет дракона с Сетом. Хотя сначала это просто Апоп - божество воды. Почему Египтяне стали видеть в драконе зло? На мой взгляд причина в упорядочении жизни. С того момента, как жрецы стали предсказывать разливы Нила, божество, которое внезапно "выходило из-под контроля" уже несло зло. Кстати, хочу обратить внимание на то, что еще с древнейших времен следует, что овладевание знаниями и укрощение окружающего мира - добро, а стихия и природа - зло. (И в основе этого представления лежат голые инстинкты продолжения рода и самосохранения. Надеюсь, связь очевидна.)
В Китае дракон остается вне категорий добро-зло. Он над всем этим. Он - в небе. А в небе может быть только император. Так слились и эти два понятия. При этом он-символ воплощения ян, но о природе этой связи мы уже говорили.
источник