Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Что мы знаем о Сфинксе

Что мы знаем о Сфинксе
Сфинкс – Отец Ужаса.

Исполинское изваяние с головой человека и телом льва бесстрастно взирает на восток. Монолит, вырубленный из глыбы известняка, 73 метра в длину, 12,5 в ширину и 20 в высоту, потрескавшийся, изуродованный вандалами… Ни один артефакт, дошедший до нас из глубины веков, не может сравниться с ним по мощи и грандиозности, величию и таинственности, скрытому гипнотизму. Это — Великий Сфинкс.

Когда-то люди верили, что он — бог на все времена. Только вот однажды этот бог вдруг погрузился в волшебный сон. Проходили тысячелетия, менялся климат, сменяли друг друга земные цивилизации. Даже положение звезд на небе становилось иным. Но Великий Сфинкс все так же оставался недвижим. Иногда его поглощали пески пустыни, но находились правители, которые приказывали вызволять его из песчаного плена.

Жившие в этом районе арабы дали Сфинксу имя Абуль Холл, или Отец Ужаса. В XIV веке некто Саим-эд-Дар обезобразил Абуль Холла, поскольку ислам запрещает изображать лицо человека. Сразу после этого пески поглотили плодородную землю в Гизе, и люди связали это с оскорблением божества.

Отец Ужаса очень стар. Его бока испещрены следами эрозии, его лапы облицованы обычным кирпичом, шея облеплена неуклюжим цементным воротником. Возлежа в головном уборе египетских фараонов, он терпеливо смотрит на восток, словно ожидая чего-то важного, и взор его нацелен на ту точку горизонта, где во времена равноденствия восходит Солнце. Как долго лежит он так? В чем его таинственное предназначение?

Существует мнение, что лик Великого Сфинкса в Гизе представляет собой лицо четвертого фараона IV династии по имени Хефрен (2520—2494 гг. до н. э.). Но поскольку мумия этого фараона не найдена, сравнивать — похож ли Сфинкс на фараона — можно лишь по случайно сохранившимся статуям последнего.

В 1992 году группа независимых исследователей пошла на необычный шаг: пригласила в Египет опытного судебного эксперта из Нью-Йорка — лейтенанта Фрэнка Доминго. Он должен был определить, похож ли Сфинкс на Хефрена. Через два месяца работы Доминго дал официальное заключение: «Статуи Хефрена и монолит в Гизе имеют разные лица».

В настоящее время нет объективного теста для точной датировки памятников, высеченных из скальной породы. Каменные монументы могут быть датированы с относительной точностью только по текстам, в которых они упоминаются. Однако никаких текстов времен IV династии, в которых говорилось бы о Сфинксе, не найдено. Так что памятник высечен из скалы неизвестно когда, неизвестно кем и неизвестно зачем.

Почему же ученые продолжают связывать Сфинкса с Хефреном? Причина — один слог, высеченный на гранитной стеле, стоящей между передними лапами Сфинкса. Сама стела — не современница Сфинкса. Она посвящена усилиям фараона Тутмоса IV (1401—1391 гг. до н. э.) очистить Сфинкса от песка, надпись на ней говорит о монументе как воплощении магической силы, которая существует в этом месте с самого начала времен. В 13-й строке надпись содержит слог «Хеф», но далее все затерто. Стела была раскопана в 1817 году генуэзским искателем приключений Джанбаттистом Кавильей.

Английский филолог Томас Янг, специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, сделал факсимиле надписи. Он не сомневался, что этот слог является первым слогом имени Хефрена, который якобы и воздвиг Отца Ужаса. Однако уже в 1905 году американский египтолог Джеймс Генри Брестед указал, что имена фараонов обычно обводились овальным значком, а здесь нет и следа этого значка. Но даже если буквосочетание «Хеф» и в самом деле относится к имени фараона, разве это означает то, что именно он построил Сфинкса? А что, если Хефрен, как и многие его предшественники, был просто реставратором Сфинкса?

Хефрен

Эта гипотеза подтверждается текстом другой стелы, также найденной в Гизе. Она утверждает, что фараон Хеопс (Хуфу) видел Сфинкса. Поскольку Хеопс, предполагаемый строитель Великой пирамиды, был предшественником своего брата Хефрена ясно, что последний никак не мог построить Сфинкса. Исходя из этого, французский египтолог Гастон Масперо предположил, что Сфинкс мог существовать еще во времена «последователей Гора» — полубожественных созданий, живших до начала династий фараонов, которые, как верили древние египтяне, жили на протяжении тысяч лет.

Французский математик и символист Шваллер де Любич пошел еще дальше. В одной из своих работ «Священная наука» он предположил, что до потопа, который в последний раз обрушился на Египет более 12 тысяч лет назад, там существовала великая цивилизация, которая и воздвигла Сфинкса, поскольку на его теле присутствуют явные следы водной эрозии. Если можно будет доказать, что «шрамы» на теле Отца Ужаса оставлены водой, а не ветром и песком, как считают многие, у египтолога возникнет серьезная проблема с устоявшейся хронологией. Возможно, эти следы появились в результате грандиозных разливов Нила. Последний из таких потопов произошел примерно в 10 000 году до н. э. Следовательно, к тому времени Сфинкс уже должен был существовать.

На практике же выяснилось, что потоп не мог быть причиной эрозии. Дело том, что ее следы имеются даже на шее монумента, а это означает, что минимальный уровень воды должен был оставлять 18 метров по всей долине Нила! Невозможно вообразить нечто подобное!

Известный палеонтолог Роберт Шох 13 Бостонского университета после своего первого визита в Гизу в 1990 году заявил, что шрамы оставлены на теле Сфинкса не водами потопа, а мощными осадками. Во время экспедиции 1998 года американский геофизик доктор Томас Л. Добецки проводил сейсмографические тесты на территории вокруг Сфинкса. Аппаратура показала наличие в коренной породе между лапами Сфинкса и по его бокам большое количество аномалий и полостей. Одну из этих полостей доктор Добецки описал так: «Размером примерно 9 на 12 метров, лежащая на глубине около пяти метров. Ее четкие очертания — прямоугольник — показывают, что она является делом рук человека».

Захоронения Старого Царства, датируемые примерно эпохой Хафра, вырублены из той же породы, что и Сфинкс. Однако они от атмосферных явлений не пострадали. Следовательно, эти сооружения нельзя приписать к одному периоду.

Выводы Шоха о том, что следы на теле Сфинкса являются следами проливных дождей, поддержали другие ученые. Чтобы оставить такие следы на камне, необходимы проливные дожди огромной разрушительной силы, а они прекратились над Египтом примерно за 5000 лет до нашей эры. В те времена долину Нила населяли люди эпохи неолита. Следовательно, Сфинкс и соседние с ним храмы (построенные, кстати, из сотен 200-тонных плит известняка) должны быть работой неизвестной нам цивилизации.

Реакция египтологов была однозначной: люди в этом регионе за тысячи лет до правления Хафра не имели ни технологий, ни инструментов, ни малейшей потребности воздвигать такие сооружения. Другие же специалисты убеждены в том, что Сфинкс был построен до последнего ледникового периода.

На практике это означает — до 15000 лет до н. э. Ученые приводят в качестве доказательства отсутствие свидетельств существования в Египте высокой культуры в 7000–5000 гг. до н. э. Если Сфинкс был построен в 7000–5000 гг. до н. э., то мы имели бы и другие свидетельства о цивилизации, которая его воздвигла. Поскольку таких свидетельств нет, то цивилизация, построившая Сфинкса, должна была исчезнуть задолго до 7000–5000 гг. до н. э.

Ученые не могут указать на точное время создания Сфинкса. По их данным, он мог быть построен в любое время от 15000 до 5000 г. до н. э. Впрочем, существует наука, способная дать более точную датировку древнего монумента — это археоастрономия. Сейчас существуют компьютерные программы, способные воссоздать вид звездного неба в любой точке земного шара в любой день за последние 30 000 лет. С их помощью можно отправиться в потрясающее, почти мистическое путешествие в прошлое.

источник: интернет



Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

21:36
510
RSS
18:29
Лучше бы написал как доблестные европейцы использовали его в качестве мишени для своих пушек (солдаты Наполеона). Вот такая она: демократическая европейская свобода и многовековая европейская культура... :16:
19:55
Не забывайте уважаемый Хрюндель, что первыми похозяйничали арабы в 1168 г. н. э, потом местные жители. Так что все хороши.
20:21
Хочешь сказать, что это оправдание для европейского варварства?
21:50
Нет конечно, тем более именно европейцам принадлежат темные времена, времена разгула инквизиции и мракобесия.
Загрузка...