Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Японская манга

Японская манга
Широко открытые глаза и цветные волосы персонажей, смесь мистики, фантастики и секса — японские комиксы узнаются сразу.
Манга — пожалуй, главное японское достижение в области поп-культуры. На своей родине она составляет более трети всей печатной продукции, а объем ее рынка оценивается в 4,5 миллиарда долларов. Персонажи манги проникли повсюду: на экран (большая часть японской анимации, аниме, снимается по мотивам комиксов), в рекламу, на упаковки с продуктами. Японские комиксы давно уже преодолели национальные границы, их поклонники, называющие себя «отаку» («фанат» по-японски), есть едва ли не во всех странах мира. Если икебана для подавляющего большинства гайдзинов — всего лишь букет, а караоке — верный способ поругаться с соседями, то комиксы — многим понятная забава. Прародителем жанра считают жившего в XI–XII веках монаха Тоба, с помощью рисунков рассказывавшего истории о животных-оборотнях, а также о неправедных монахах. Само же  понятие «манга» (дословно — «веселые картинки») для обозначения рисованных историй появилось на рубеже XVIII–XIX веков, а среди авторов, работавших в этом жанре, был и знаменитый Хокусай.
1.  Манга создается для читателей всех возрастов, но основная ее аудитория — подростки 2.  Мальчик-робот Астробой (Могучий Атом) стал в 1950-е первым популярным героем манги современного типа Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM
Современный вид манга обрела лишь после Второй мировой, когда влияние США чувствовалось в Японии буквально во всем. Например, у американских коллег японские авторы комиксов (их называют «мангака») позаимствовали принцип передачи речи героев, так называемые «облачка», а также четкое деление на отдельные кадры-рисунки. Важную роль в освоении американского опыта сыграл мангака Осаму Тэдзука, создатель Астробоя (правда, под этим именем мальчик-робот стал известен в Америке, в японском оригинале его звали Тэцуван Атому — Могучий Атом). Именно Тэдзука в начале 1950-х разработал многие характерные приемы, ставшие для манги каноническими: визуализация звуковых эффектов, обильное использование крупных планов, подчеркивание движения и, конечно, огромные глаза героев… Фирменной особенностью манги стал принцип передачи внутреннего состояния персонажей. Все эмоции в японских комиксах изображаются гипертрофированно. Радость, удивление, восхищение, зависть, неприязнь — для каждого чувства существуют стандартные принципы их изображения, своего рода маски (например, перекрещенная морщина на лбу обозначает гнев, квадратный рот — ярость и т. д.). Именно эта система знаков позволяет японцу тратить на прочтение целого тома манги (а это, как правило, более 200 страниц) в среднем минут двадцать. Наконец, еще одна важная особенность манги — отношение к сексу и насилию. В том, что спешащие на работу «белые воротнички» хихикают над гротескной расчлененкой с участием школьниц в нижнем белье, японцы не видят ничего предосудительного. Насилие в искусстве воспринимается здесь как неотъемлемая часть карнавальной и смеховой культуры. Возможно, невероятно ритуализированная повседневная жизнь заставляет общество легитимизировать такое проявление загнанных внутрь инстинктов, чтобы хоть как-то справляться со стрессами.
1.  В мире ежегодно проходят сотни фестивалей для отаку — поклонников манги и аниме, которые являются на подобные мероприятия в костюмах любимых героев 2.  Создатели мультимедийной системы HIPerSpace посчитали, что ее возможности лучше всего демонстрировать с помощью манги Фото: S. REMAEL/MYOP, THE SOFTWARE STUDIES INITIATIVE
Конечно, совсем уж откровенное изображение сцен насилия и секса свойственно больше манге, предназначенной для взрослых читателей. Но даже комиксы для подростков абсолютно не соответствуют западным представлениям о том, что допустимо в столь юном возрасте. Вообще, в манге сложилась строгая жанровая (хотя точнее было бы назвать ее половозрастной) система. Для мужчин и женщин, юношей и девушек, мальчиков и девочек, для совсем маленьких детей предназначены свои комиксы. Разумеется, не чуждо японцам и традиционное деление на мелодрамы, боевики, комедии, а также на стили — фэнтези, киберпанк и пр. Все это дает огромное и тщательно каталогизированное разнообразие, где даже самый экстравагантный потребитель найдет историю по душе. Но вне зависимости от жанра и стиля манги всех персонажей (даже самых что ни на есть отрицательных) можно описать одним словом — «кавайные». Это одобрительное прилагательное, ныне довольно распространенное в русском Интернете, образовано от японского слова «милый». И это понятие играет ключевую роль в манге. Все эти девочки-лисички с огромными глазами, пушистые зверушки и мальчики с улыбками от уха до уха стараются всячески умилять читателя, даже когда кромсают друг друга бензопилой. Самое смешное, что им это удается. Хотя бывает и совсем даже «некавайная» манга. Например, хентай — порнографические комиксы. Есть даже особый поджанр — тентакль, в котором партнерами для женщин выступают (в основном в насильственной форме) всевозможные гигантские беспозвоночные с длинными щупальцами. Почему у японцев столь небанальное развлечение пользуется популярностью — загадка. Чтобы ее разгадать, наверное, надо очень долго прожить на островах, которым угрожают землетрясения и цунами, не пропуская ни одного очередного трэш-боевика про Годзиллу.
Автор: Павел Прядкин www.vokrugsveta.ru


Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

04:55
781
RSS
20:52
[url="http://pisali.ru/ronin/15247/"]кавай[/url]? ну, ну. Читаем про Нанкин, читаем воспоминания рядовых американских вояк периода второй мировой войны в тихоокеанском регионе, думаем...
22:10
Фу, Фу - не кавайно :86:
Загрузка...