Ни высокая должность, ни блестящий послужной список не гарантируют вам успеха в отношениях с коллегами. Особенно если вы новичок в компании. Когда вы приходите на собеседование, то вам говорят о прекрасном, дружном коллективе.
Но на деле сотрудники оказываются кем угодно, но только не "прекрасными друзьями"... Чтобы помочь человеку адаптироваться в офисных джунглях, психологи и бизнес-тренеры придумали полезную классификацию.
Одну из самых действенных систем деления офисных работников на виды придумал австрийский ученый Альфред Адлер. Каждый из описанных им типов встретится вам в коллективе.
Карьерист и тиран
Типичного карьериста, готового "шагать по трупам", Адлер деликатно назвал управляющим типом. Такие люди самоуверенны, жестки, напористы, последовательны в достижении своих целей, при этом об интересах и удобстве окружающих они не думают.
Плюсы начальника, если он относится к управляющему типу, несомненны - в его подразделении работа идет успешно за счет жесткой дисциплины и полного повиновения.
Минусы тоже очевидны... Впрочем, гораздо хуже иметь такого человека в подчинении, поскольку он стремится не к успеху общего дела, а к максимальной выгоде для себя.
Чтобы вычислить этот тип, просто прислушайтесь... "Управляющие" говорят громко и быстро, акцентируя свою речь, любят критиковать, причем критикуют резко, с переходом на личности. Во время разговора "нависают" над собеседником, подходят слишком близко, как бы пытаясь давить.
Манипулятор и паразит
Пассивный "офисный планктон", стремящийся паразитировать на коллегах, называется берущим типом.
Они всегда несчастны, у них куча личных проблем, они бесконечно жалуются каждому, кто согласится их слушать, на тяготы судьбы. И между жалобами стараются осторожно навязать коллегам свои проекты и обязанности - да так ловко, что вы будто сами предлагаете помощь умелому манипулятору.
Проблем с такими коллегами и подчиненными масса - они безответственны, не проявляют инициативу, не способны к творческой работе. К счастью, берущие типы редко бывают начальниками, исключая особые случаи родственных связей с владельцами компаний.
Конформист и зануда
Враг всех новшеств, обижающийся на малейшую критику, - это избегающий тип. Опознать его легко - отсутствие выраженного стиля в одежде, нежелание участвовать в общих разговорах, попытки избежать корпоративов и неформальных встреч.
Люди, несколько лет работающие в одном кабинете с избегающим типом, могут знать о нем так же мало, как и в первые дни. Впрочем, яркими личностями такие люди и не являются.
Они способны хорошо выполнять четко поставленные задачи, но идеи не генерируют. Зато коллеги этого типа легко предсказуемы, не приносят проблем в общении и вряд ли будут вас "подсиживать". Главное - проявлять к ним ровное и уважительное отношение и ни в коем случае не критиковать!
Организатор и весельчак
В каждом офисе обязательно есть хотя бы один сотрудник, относящийся по классификации Адлера к социально-полезным типам. С такими коллегами можно смело работать над общим проектом - они заинтересованы в успехе дела, активны, нацелены на успех, к тому же учитывают интересы окружающих. Если ваш коллега с удовольствием высказывается на совещаниях, шутит в курилке, делает товарищам по кабинету комплименты и обычно пребывает в хорошем настроении - это и есть социально-полезный тип.
Роль на заказ
По мнению многих западных специалистов, команда может работать эффективно, если руководитель грамотно классифицирует сотрудников и учитывает их особенности.
Классификация офисных типажей Рэймонда Белбина
Основатель теории командных ролей - Рэймонд Белбин - разделил всех обитателей офисных джунглей на три труппы: "люди действия", "социально-направленные" и "интеллектуальные".
"Люди действия"
- это реализатор, шейпер и педант.
Реализатор - всегда организован, в высшей степени практичен и обладает хорошим самоконтролем. Собственные интересы в системе ценностей ставит заведомо ниже, чем интересы команды.
Шейпер - отличная "погонялка" для ленивых и флегматичных. Любит руководить и заставлять других работать.
Педант - добросовестный и старательный перфекционист. Стремится к полной автономности, не умеет и не любит делиться полномочиями.
"Социально-направленные"
- это координатор, исследователь ресурсов и душа команды.
Координатор - умеет грамотно задействовать все людские ресурсы и управлять ими. В отличие от шейпера никогда никого не заставляет что-либо делать. Под его чутким руководством группа ударно трудится сама.
Исследователь ресурсов - настоящий интуитивный психолог. Видит людей насквозь, способен быстро переключаться на волну собеседника и строить беседу на ход вперед оппонента.
Душа команды - отзывчивый, общительный, склонный к эмпатии человек. Умеет "сводить" людей, гасить нарождающиеся конфликты.
"Интеллектуальные роли"
- это генератор идей, аналитик-стратег и специалист.
Генератор - интеллектуальная ценность фирмы, мыслит нестандартно и способен к прорывам.
Аналитик - стратег - эксперт, беспристрастный человек, способный оценивать явления с разных сторон, "копать" подтексты, углубляется в суть вещей, выносит грамотный вердикт.
Специалист - профессионал высокого класса. В своей узкой области исключительно квалифицированный. Постоянно в поиске и учебе, страстно предан делу.
Автор: Елена Чиркова,
www.yoki.ru