Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Между небом и землёй

Между небом и землёй
Если вы прочли рассказ Немо - "Личные впечатления о специфике Дорожного Движения в разных странах", то вам наверное будет интересно прочесть следующую его историю.
Любой автомобилист ежеминутно рискует жизнью, участвуя в дорожном движении. Своей, разумеется, но и чужими тоже. В любой момент может произойти непредвиденная случайность. По халатности, по глупости или по наглости, твоёй или чужой - причин масса. А по результату - завсегда одно и то же. Пронесло - не пронесло. Не пронесло, значит, травма или смерть. И это печальная статистика. Но у каждого водителя есть своя история чудесных спасений, когда ему удалось выйти сухим из воды. Были бы интересно послушать о них, а заодно наскрести статистику особо опасных ситуаций и их причин. Она могла бы помочь бороться с первой... Я расскажу о пяти "смертных" ситуациях, из которых мне только чудом удалось выкрутиться. Так уж получилось, что всех объединяет несколько моментов: 1) угроза лобового столкновения при обгоне с выездом на полосу встречного движения 2) загородная трасса с разрешённой скоростью 90 км/час 3) одна полоса в каждом направлении 4) прерывистая линия между полосами 5) светлое время суток 6) хорошее знание дороги - ездил по ней многократно и до, и после. Прежде всего вопрос: много это или мало - пять раз ходить по острию ножа за свою водительскую карьеру? Думается, надо соотнести это число к пройденному километражу, который у меня составляет более 600 000 км. Причём, на 95% он приходится на загородние дороги, где вероятность плачевных ситуаций в случае аварии намного выше, чем в городе. Получается, терпимо. Но если смотреть реально, то просто повезло. А кому-то ведь нет...
#ffffff" />
Второй вопрос: почему всё связано с обгонами? Мне каждый день приходилось перемещаться между несколькими местами работы и домом, делая в среднем по 250 км. Более половины этого пути составляли двухполосные дороги с одной полосой в каждом направлении. Минимум пару раз за день приходилось сталкиваться с ситуацией, когда нагоняешь пелетон, движущийся значительно медленнее разрешённой скорости в 90 км/час. Если машина приёмистая, то совсем не хочется плестись с кавалькадой автомобилей за тихоходным ТС, тормозящим всех. Оптимально, когда тихоход периодически уходит на обочину и пропускает пелетон. Но это не всегда бывает. Но и одиночные машины, движущиеся впереди тебя с разрешённой скоростью, тоже соблазняют обогнать их и вырваться на "оперативный простор". Обычно, на обгон одного легкового автомобиля у меня уходило менее 10 секунд. Это означает, что минимальная безопасная дистанция до встречной машины, на которой можно начинать обгон, порядка 600 метров. (Считаем скорости всех трёх ТС - обгоняемого, обгоняющего и встречного - по 90 км/час, а обгоняющий автомобиль за пару-тройку секунд делал рывок до 110-120 км/час. Когда мне доводилось водить менее приёмистые машины из рента, об обгоне вообще приходилось надолго забывать). Конечно, в ряде случаев (порядка трети попыток) приходилось прерывать обгон и возвращаться в строй не солоно хлебавши. Чаще всего это происходило из-за превышения скорости встречным автомобилем. Реже - из-за ошибки в оценке расстояния до него. В среднем, сорок-пятьдесят обгонов в день были для меня нормой.
#ffffff" />
1. Дело было на петляющей горной дороге с очень редким движением. У неё был один прямой участок длиной в километр, идущий в гору (в том направлении, в котором я тогда двигался). Справа - гора, слева - пропасть, обочин нет. Этому прямому участку с прерывистой разметкой предшествовали многие километры со сплошной разделительной полосой, и также следовали за ним. Если приходится долго и нудно двигаться за тихоходом, то на этом прямом участке предоставлялась возможность его обогнать. И я часто ей пользовался. Когда попадалась встречная машина, а это бывало редко, естественно, приходилось отказываться от обгона. На этом участке была одна особенность: прямо посередине полотно плавно прогибалось вниз, образуя "мёртвую" зону на протяжении 150 метров. Причём, полностью скрывающую встречный легковой автомобиль где-то на 5-6 секунд. Тем не менее, инженерные службы не обратили на это внимания и установили прерывистую разметку. Обычно, эта неприятная особенность не составляла проблемы. И вот почему. Выезжая на прямой участок хорошо видно, если вдалеке есть машина, и тогда её "исчезновение" не будет сюрпризом. Вторая опасная ситуация - встречная машина находится в мёртвой зоне в тот момент, когда ты выезжаешь на участок. Но въезд на это участок происходил после крутого поворота, вынуждающего сбросить скорость до 30 км/час. И ещё метров сто шла сплошная полоса. Поэтому, пока ты разгонялся до прерывистой линии, скрытые машины уже успевали вынырнуть из небытия, оставляя достаточно пространства для обгона. Ловушкой оказался третий случай. А именно, когда впереди идущий автомобиль заслоняет собой обзор прямого участка после поворота на него. В результате, ты просмотрел встречный автомобиль тогда, когда он был вдалеке. В моём случае встречный автомобиль шёл медленнее обычного и после "резервных" 5 секунд не показался из-за горизонта. Считая, что всё чисто, я начал обгон. Через тройку секунд, когда капот моей машины поравнялся с задним колесом впереди идущего, прямо по курсу вынырнула легковушка. На расстоянии 60-70 метров. Если считать скорость взаимного сближения 120 км/час (меньше никак), то это означало 2 секунды на всё про всё. Я осознал всю тяжесть, но ничего не пронеслось перед взором. Я чуть-чуть повернул руль вправо и дал по тормозам со всей дури. Почувствовался едкий запах палённой резины. Потом на асфальте ещё пару месяцев виднелись две аккуратные наклонные полосы десятиметровой длины. А встречный просвистел, так и не задев меня. Если он и тормозил, то бесследно. Мне кажется, что он вообще не среагировал. Моя машина была новой и только поэтому удержала курс при таком резком торможении. Мне кажется, что ответственность за сложившуюся ситуацию несут дорожные службы. Либо устраните мёртвую зону, либо запретите обгон. Не совсем понятно, какой предупреждающий знак они могли бы поставить в этой ситуации. 2. На этот раз крутая горная дорога с уклоном вниз, бесконечными поворотами и короткими участками (100-150 метров) между ними. Сплошная белая полоса. Я спускаюсь со скоростью 40-50 км/час, а в поворотах она падает до 30. В конце участка предстоит резкий поворот на 90° влево. Справа - пропасть, слева - гора, но широкие обочины с каждой стороны. Навстречу из-за горы показывается трейлер с прицепом. Но прицепа ещё не видно. Трейлер тащится вверх. Медленно - для легковушки, но резво - для автопоезда. Когда я почти поравнялся с ним, он только-только завершил свой поворот вправо, выровнялся и показался целиком. И тут обнаружилось, что невзирая на запрещающую разметку, его обгоняет легковой Пежо-205. Пыжится изо всех своих хилых силёнок и находится точно посередине состава. Ни завершить обгон в ближайшей перспективе, ни отменить обгон - он физически не в состоянии. Расстояние да него в момент обнаружения - не более 20 метров. Относительная скорость сближения - не менее 110 км/час (мои 40 и его 70). Т.е. до пересечения всего 0.7 секунды. Я, естественно, не успел среагировать вообще.
Столкновения не произошло только по чистой случайности - в тот момент я находился на обочине. Машина целиком разместилась на ней. А иначе, ни от меня, ни от второго идиота:-) и мокрого места не осталось бы. А на обочину я вылез, чтобы вписаться в поворот, не слишком сбрасывая скорость. Формально, обочина не для этого. Да и расширили дорогу всего-то за год до этого. Но она оказалась именно той рубашкой, в которой я родился. В этом эпизоде всё ясно. У идиота на Пежо не выдержали нервы тащится за автопоездом и он грубейшим образом нарушил ПДД. Причём, до нормального шоссе ему оставалось всего-то 5 км. Ещё один момент. Водитель автопоезда ничего не предпринял. Формально, он и не обязан ничего предпринимать. Но мог бы. Например, мог бы спокойно уйти на обочину. Причём, заранее. Многие водители трейлеров так делают по доброй воле. Пропускают вперёд шустрые легковушки. Особенно, на затяжных подъёмах. Ничем не рискуя и ничего не теряя. Но некоторые занимаются то ли "воспитанием" других, то ли самоутверждением. Тем самым провоцируют водителей легковых машин на безрассудство, а сами потом остаются юридически непричастны к происходящим трагедиям. 3 - 5. Пелетон, образующийся за тихоходным ТС, сродни городской пробке. Только движущейся быстрее. Большинство его участников покорно плетутся друг за другом. Кому-то не хватает желания, кому-то - приёмистости его машины. Обычно, пелетон расчищает пространство перед собой, если дорога не загружена. Поэтому обогнать его имеет смысл. Далее движешься уже без помех. Я отношусь к категории тех, водителей, которые пытаются преодолевать препятствия. В рамках правил, разумеется. Обгон пелетона для меня удовольствие, а не наказание. Известна и тактика этого процесса. Ты выезжаешь на полосу встречного движения из расчёта на обгон одной машины. А если встречка пуста, то стараешься обогнать как можно больше машин. Вернуться в строй тебя заставляет появление встречного ТС. В принципе, ничего не должно тебе мешать вернуться на свою полосу. Если машины в пелетоне выдерживают дистанцию, то нет проблем встроиться между ними, никого не подрезая. Понятно, что после этого позади идущей машине придётся чуточку сбросить скорость, чтобы восстановить дистанцию до требуемой. На самом же деле, в пелетоне дистанция всегда меньше положенной. Видимо, за этим явлением стоит какой-то закон человеческого восприятия. Поэтому, чтобы тебя не подрезали обгоняющие, ты должен им помочь. А именно: заблаговременно начать сбрасывать скорость, чтобы обгоняющий смог комфортно встроиться перед тобой. Но иногда встречаются водители, которые не хотят, чтобы их обгоняли. Ну, мало ли кто чего не хочет, потому что сам не может?! Приходится терпеть. Но редко попадаются то ли идиоты, то ли психопаты, которые своими действиями активно препятствуют возвращению обгоняющей машины в общий строй. Такой водитель специально сокращает дистанцию до впереди идущего так, что ты не можешь вернуться на свою полосу, даже подрезав его машину. Можно, конечно, протаранить ублюдка, но тебя занесёт, развернёт, отбросит и последствия неизбежны. В случае обгона нескольких машин из пелетона у тебя не остаётся достаточно времени, чтобы притормозить и встроится не впереди, а позади ублюдка. Поэтому эти ситуации реально опасны! В моей практике было три таких случая. Раз я пишу эти строки, мне удалось выкрутится. В двух случаях - сбежать от лобовухи на обочине встречной полосы. А в третьем положение спас встречный водитель, который сам выехал на обочину, избегая лобового столкновения. Это, наверное, был самый неприятный момент из всех. И что более всего возмущает: что пять раз ты мог отправиться в лучший мир по чужой вине, но никакой гарантии от повторения подобных ситуаций никто не даёт. Никого это не интересует, никто с этими явлениями не борется. Имеются в виду: 1) препятствия в совершении обгона - дистанция должна соблюдаться! 2) создание пелетона за тихоходными ТС - периодически они должны съезжать с дороги! 3) изменение организации движения на опасных участках - инженеры ДД должны думать! Полиция такие действия не фиксирует, а в судах подобные обвинения не выдвигаются. Разводя руками каждый раз произносят как заклинание "человеческий фактор". Но эта сакраментальная фраза призвана объяснять халатность или глупость.
#ffffff" />
А в реальности мы имеем дело катастрофами и аварийными ситуациями, вызванными сознательными действиями водителей и бюрократизмом инженеров ДД. В таком случае, они преступники! Насколько я понимаю, масштабы подобных явлений весьма высоки и несут ответственность за существенный процент жертв и увечий. Если государство не может и не хочет исследовать эти вопросы, набирать статистику и искать пути решения проблем, то можно попытаться сделать это самим. Поделившись комментариями, в которых помимо всего прочего предлагается указать: а) Число особо опасных аварийных ситуаций, в которых Вы оказывались. б) Из них, созданных сознательными преступными действиями водителей или неграмотной организацией ДД. Немо


Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

02:13
364
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...